Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet январь 2006"

Международные переговорные процессы

08 января 2006

Представитель Иранского совета национальной безопасности комментировал предложения Москвы по переработке ядерного топлива в России под контролем иранских специалистов. Тегеран заинтересован в переработке топлива на своей территории и согласен рассматривать такой вариант как "параллельный или дополнительный план". Между тем, как сообщает Gazeta.ru, в Иран прибыли инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), чтобы осуществлять контроль за ядерной деятельностью Тегерана. С завтрашнего дня Иран начнет работы по обогащению урана. /Day.Az, 08 января 2006/

13 января 2006

Министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манушерх Моттаки заявил, что "в случае передачи атомного досье Совету безопасности, европейские страны потеряют рычаги, которыми они сейчас обладают". Министр подчеркнул право страны на разработку мирных ядерных программ. По мнению аналитиков, к требованию о передаче иранского досье в Совбез ООН присоединятся многие страны. Решение о передаче досье уже принято "Евротройкой" - Германией, Великобританией, Францией. Возможно, к требованию присоединится и Россия. Одобрила, хотя и с оговорками о недопустимости введения санкций против ИРИ, и Япония. /Day.Az, 13 января 2006/

16 января 2006

Reuters сообщает, что несколько сенаторов от Республиканской и Демократической партий США заявили в воскресенье 15 января, что Соединенные Штаты могут пойти на военный удар по Ирану, чтобы предотвратить создание ядерного оружия в этой стране. Это последний вариант, который будет рассматриваться. До этого мы должны использовать все доступные методы. Говорить, что ни при каких обстоятельствах мы не прибегнем к силовому варианту решения проблемы, было бы безумием, - заявил представитель Республиканской партии сенатор Джон Маккейн (John McCain) в интервью программе CBS Лицом к лицу с нацией. Сенатор от Демократической партии Эван Бей (Evan Bayh), член комитета сената по разведке, отметил, что в иранской ядерной программе есть уязвимые элементы, и в случае военного удара Иран будет вынужден отложить разработку ядерного оружия на значительный срок. Тем не менее, он также предупредил, что в настоящее время этот вариант рассматривать не следует. США преспокойно дружат и поддерживают страны, которые занимаются ядерной программой. Тогда что же должно мешать Ирану заниматься ею? С другой стороны, и руководство Ирана в последнее время заняла несколько неправильную позицию, которая может привести к печальным для этой страны последствиям, заявил политолог Зардушт Ализаде./Day.Az, 16 января 2006/

16 января 2006

На лондонской встрече постоянных представителей членов Совета Безопасности ООН Европейский союз и Соединенные Штаты пытаются заручиться поддержкой России и Китая в вопросе об иранском атоме. После переговоров в Лондоне представители "европейской тройки" сообщили, что они обратятся к МАГАТЭ с просьбой провести заседание по иранской ядерной программе 2-3 февраля. Пекин считает, что передача вопроса в Совет Безопасности может лишь "осложнить проблему", имея в виду угрозу Ирана запретить доступ инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. "Есть признаки того, что Россия все больше склоняется к позиции европейской тройки и США и не станет блокировать решения о передаче [вопроса в Совет Безопасности]", - цитирует Рейтер одного из дипломатов. На возможное введение санкций министр экономики Ирана Давуд Данеш-Джафари предупредил, что такое развитие событий может привести к значительному росту цен на нефть. Саудовская Аравия, в свою очередь, выразила надежду на то, что Иран не развяжет в регионе новую гонку вооружений. В интервью Би-би-си министр иностранных дел королевства принц Сауд Фейсал отметил, что эта проблема должна быть решена дипломатическими методами, а не санкциями. Израиль, между тем, пристально следит за развитием ситуации. Бывший глава совета национальной безопасности страны, председатель центристской партии "Тафнит" генерал Узи Даян, считает, что беспокоиться следует не только Израилю. "Я думаю, что через 10 лет появятся еще 15 новых ядерных государств, и это угроза не только Израилю; это повлияет на стабильность во всем мире", - говорит Узи Даян. /Би-би-си, 16 января 2006/

Сотрудничество

09 января 2006

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер не называет конкретных сроков возможного вступления в альянс Украины и Грузии. "Мы будем поддерживать эти страны, но им предстоит длинный и извилистый путь (вступления в НАТО)", - сказал генсек альянса российским журналистам в понедельник в Брюсселе. "Эти процессы основываются на том прогрессе, который демонстрируют эти страны. Мы сотрудничаем, но шаги, которые предстоит им проделать на этом пути (вступление в НАТО), зависят от прогресса, который они демонстрируют", - добавил он. Генсек НАТО напомнил, что Украина "тесно взаимодействует" с НАТО в рамках интенсифицированного диалога, а с Грузией реализует индивидуальный план партнерства. /Новости-Грузия, 09 января 2006/

12 января 2006

11 января премьер-министр Азербайджана Артур Раси-заде, находившийся с визитом в Астане для участия в инаугурации президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, встретился с министром иностранных дел Ирана Манучехром Мотекки. На встрече состоялся обмен мнениями по углублению связей между Азербайджаном и Ираном во всех областях, подчеркнута важность расширения сотрудничества в транспортной, коммуникационной, энергетической сферах. Подача через Иран природного газа в Нахичевань, живущую в условиях блокады, является шагом, направленным на развитие дружеских связей. Коснувшись вопроса правового статуса Каспия, Артур Раси-заде отметил: "Позиции Азербайджана, России и Казахстана в этом вопросе совпадают. Мы заключили трехсторонние и двухсторонние договоры. Желаю, чтобы в ближайшее время Иран и Туркменистан также предприняли шаги в этом направлении, и проблема нашла свое решение". /Regnum, 12 Января 2006/

19 января 2006

"HАТО удовлетворено тем обстоятельством, что отныне все три страны Южного Кавказа имеют утвержденные Планы Действий Индивидуального Партнерства (IPAP) с Альянсом", заявил официальный представитель HАТО Джеймс Аппатурай. Представитель альянса отметил, что участие всех южнокавказских стран в данном формате сотрудничества отражает решения Стамбульского саммита HАТО. /Day.Az, 19 января 2006/

Международные организации

14 января 2006

Обнародована повестка дня зимней сессии ПАСЕ, которая состоится в Страсбурге в конце января.

Подготовленный Диком Мартином (Швеция, Союз Европейских либералов и демократов) временный оценочный отчет по расследованию информации по секретным тюрьмам будет представлен во время открытия обсуждений 24 января в виде информационного меморандума.

25 января предусмотрено обсуждение следующих вопросов: выступление президента комиссии Евросоюза Хосе Мануэля Барроса, секретные тюрьмы на территориях стран-членов СЕ, европейская помощь по усовершенствованию использования водных запасов, выступление премьер-министра Болгарии Сергея Станишева, выполнение Грузией Резолюции по обязанностям и обязательствам, интеграция женщин-иммигранток, проживающих в Европе, нарушение прав человека в Чеченской Республике, ответственность Комитета министров по отношению к интересам Ассамблеи, выступление президента Румынии Траяна Басеску, выступление президента Сената Мексики Энрике Джексона Рамиреса, необходимость осуждения на международном уровне преступлений тоталитарных коммунистических режимов, борьба за предотвращение возрождения идеологии нацизма.

26 января - ситуация в Беларуси накануне президентских выборов, информация, адресованная Парламентской ассамблее Комитета Министров министром иностранных дел Румынии и председателем Комитета Министров СЕ Михаи-Разван Унгуреану, политика возвращения граждан, не сумевших найти убежища в Нидерландах, выступление министра по интеграции и иммиграции Дании Риты Вердонки, понятие Национальности.

27 января направление экономической деятельности в сторону зарубежья, экономическое развитие Европы, влияние экономического возрождения Китая на Европу, предварительный протокол по правам на государственное наследство лиц без гражданства. /Day.Az, 14 Января 2006/

Россия - СНГ

15 января 2006

Переговоры делегаций Украины и России по поводу занятого украинской стороной маяка в Ялте в субботу закончились безрезультатно. Как сообщил помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало, "украинская делегация не признала факт аренды Черноморским флотом этого объекта". Однако по сведениям Дыгало, аренда оформлена и оплачивается. Со своей стороны МИД Украины в субботу заявил, что нет законнных оснований для использования черноморским флотом России гидрографических объектов навигационного назначения, в частности, Ялтинского маяка. Как отметил Дыгало, командование ВМФ России намерено разрешить ситуацию вокруг Ялтинского маяка путем переговоров. Москва заявляет, что маяк в Ялте играет решающую роль в обеспечении безопасности судов Черноморского флота, и что его захват является нарушением существующих между двумя странами договоренностей. "В результате бездействует объект, необходимый для обеспечения безопасности мореплавания как гражданских, так и военных судов в Черном море", - гласит размещенное на сайте МИД России завление его представителя Михаила Камынина./Би-Би-си, 15 января 2006/

23 января 2006

Политики Грузии продолжают резко критиковать Москву после подрыва на российской территории газопровода и ЛЭП, ведущих в Грузию. Россия обещает сделать все, чтобы как можно скорее восстановить поставки газа и электричества. В воскресенье на двух ветках газопровода в районе селения Верхний Ларс в Северной Осетии сработали взрывные устройства мощностью 700-800 граммов в тротиловом эквиваленте. А в ночь на понедельник в Карачаево-Черкессии был совершен подрыв пяти опор ЛЭП "Кавкасиони". В результате взрывов в Грузию полностью перестал поступать российский газ и сократились поставки электричества. Российские власти обвиняют в организации диверсии неназванные экстремистские группировки. В Грузии в этом склонны винить саму Россию. Спикер парламента Нино Бурджанадзе высказала возмущение тоном заявления российского МИД. "То, что МИД России использует такие выражения как "истерия" и "вакханалия" возмутительно, особенно когда дело касается оценки заявления президента суверенного государства", - сказала Бурджанадзе. Российский МИД выступил с заявлением после того, как президент Михаил Саакашвили назвал воскресный взрыв газопровода актом шантажа со стороны России с целью заставить Грузию продать российскому "Газпрому" свою газотранспортную систему. Официальный представитель российского "Газпрома" Сергей Куприянов заявил Би-би-си, что его компания уже направила 3 млн. кубометров газа через Азербайджан, чтобы обеспечить потребности Грузии. В Грузии прекратили работать все школы и высшие учебные заведения, сотрудники министерства внутренних дел страны переведены на усиленный режим службы. При этом люди запасаются альтернативными видами топлива, например керосином. Из-за взрывов на газопроводе пострадала также и Армения. "Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в страну", - сказал агентству Рейтер официальный представитель компании Шушан Сардарян. /Би-Би-си, 23 января 2006/

Официальные документы

17 января 2006

Выдержки из стенограммы ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам 2005 года.

Вопрос:Какие рычаги воздействия на иранскую ситуацию намерена задействовать Россия после вчерашней встречи в Лондоне?

С. В. Лавров:Вчера в Лондоне состоялась встреча заместителей руководителей внешнеполитических ведомств европейской тройки, Соединенных Штатов, Китая и России. Тегеран называет, данный этап этой деятельности, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами и считает, что это только исследования. Но напомню, что в свое время Тегеран в рамках МАГАТЭ согласился на мораторий на все виды деятельности, связанной с обогащением урана на период продолжения переговоров, прежде всего с евротройкой по урегулированию иранской ядерной проблемы. Мы намерены, как вчера подчеркнул Президент В.В.Путин по итогам переговоров с федеральным канцлером А.Меркель, действовать предельно аккуратно....Наш абсолютный приоритет в этом вопросе - обеспечение нерушимости режима нераспространения ядерного оружия. Надеюсь, что в рамках подготовки к очередному этапу рассмотрения данного вопроса в МАГАТЭ мы будем не просто тесно взаимодействовать с нашими партнерами, но и выработаем согласованную позицию.

Вопрос:В Латвии очень серьезно обсуждается возможный приезд Президента Российской Федерации на саммит НАТО в ноябре в Латвию. И какова вероятность, что этот визит состоится?

С. В. Лавров:Что касается саммита НАТО, то мне неизвестно о каких-либо приглашениях кому-либо в России.

Вопрос:Г-н Министр, добрый день. Вы не могли бы сказать несколько слов о грядущем председательстве России в большой восьмерке и как Россия будет отвечать на критику, согласно которой Ваша страна не должна руководить большой восьмеркой из-за нарушения прав человека. Спасибо.

С. В. Лавров:Вопрос о том, какие планы российское председательство имеет в отношении работы восьмерки в текущем году, кульминацией которой станет санкт-петербургский саммит в июле. Три основных темы.

Это энергетическая безопасность во всех ее аспектах. Не только в нефтегазовом, не только в контексте ядерной энергетики, не только в контексте новых и возобновляемых источников, но и с точки зрения безопасности маршрутов, диверсификации маршрутов, надежности поставок, экологические аспекты и многое другое.

Вторая тема это борьба с эпидемиями, что также крайне актуально в ситуации, когда птичий грипп и другие эпидемии становятся бичом для многих стран, и в условиях трансграничных переносов представляют собой общую угрозу.

И третье направление, которое, также я убежден, имеет особое значение в эпоху глобализации, это образование, с точки зрения повышения стандартов, повышения эффективности образования во всех его аспектах.

Что же касается второй части вашего вопроса, то мы работаем с нашими партнерами по восьмерке. Никто из них не поднимает тему о том, что Россия в той или иной степени критикуется за те или иные аспекты своих действий. Мы, заняты конкретной работой по проведению в этом году почти ста мероприятий с нашими партнерами по группе восьми и, конечно же, главным образом по обеспечению успеха петербургского саммита.

Вопрос:Еще раз к Ирану. Будет ли Россия в Совете Безопасности противостоять возможным санкциям против Ирана? Спасибо.

С. В. Лавров:Понимаете, этот вопрос немножко переворачивает с ног на голову всю проблему. Наша общая цель, и я убежден, что это цель любой страны, которая обеспокоена проблематикой безопасности, состоит в том, что мы должны обеспечить нерушимость режима нераспространения ядерного оружия. Поэтому вопрос о санкциях как бы ставит телегу впереди лошади. Мы должны прежде всего сделать все возможное, чтобы в рамках МАГАТЭ профессионально, на основе инспекций, которые в Иране осуществляются, получить максимум информации, которая позволила бы ответить на те вопросы, которые имелись в отношении прошлой ядерной программы Ирана. Будем продолжать обсуждать в рамках подготовки к очередному рассмотрению иранского вопроса на сессии Совета управляющих в Вене. А санкции отнюдь не лучший и совсем не единственный способ решения международных проблем. Мы помним историю санкций против Ирака. Знаете, чем это закончилось? До сих пор мы продолжаем преодолевать последствия той ситуации, в которой оказался Ирак.

Вопрос:Под каким знаком прошел год в российско-грузинских отношениях? А также актуальный на сегодняшний день вопрос о целесообразности продления мандата миротворческих сил в зоне грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликта. Как Россия отреагирует на ситуацию и что будет с договором? Спасибо.

С. В. Лавров:Год в российскогрузинских отношениях прошел под знаком я только за нашу сторону могу говорить поиска взаимоприемлемых, взаимовыгодных развязок по сохраняющимся проблемам. И в этом контексте, конечно же, отмечу достижения в мае договоренности о выводе российских военных баз из Грузии. Российская сторона безукоризненно выполнила все эти договоренности, которые относились к прошлому году, также добросовестно будем выполнять и часть этих договоренностей, которые приходятся на 2006, 2007 и, соответственно, 2008-й годы. Рассчитываем, что и грузинская сторона в этом году будет действовать таким же образом....Отмечен также год был очень неплохим взаимодействием в экономической сфере. У нас товарооборот вырос на 50%. Прошло заседание межправительственной комиссии по торговоэкономическому сотрудничеству, состоялся бизнес форум. И интерес к дальнейшему углублению торговоэкономического взаимодействия налицо с обеих сторон.

Конфликты и грузиноабхазский и грузиноюгоосетинский пока не разрешены. Они, безусловно, являются одним из приоритетных вопросов на нашей повестке дня и в отношениях с Тбилиси, в отношениях с теми странами и организациями, которые участвуют в усилиях по урегулированию этих конфликтов. В случае с Абхазией это Организация Объединенных Наций, в случае с Южной Осетией это ОБСЕ. И мы со своей стороны старались сделать все, чтобы продвинуть урегулирование и в том, и в другом случае. А делать это можно, по нашему глубочайшему убеждению, только через добросовестное, честное выполнение достигавшихся ранее и достигаемых сейчас договоренностей.

В случае с грузиноабхазским конфликтом отмечу движение вперед по таким вопросам, как восстановление железнодорожного сообщения между Сочи, Сухуми и Тбилиси, работу группы по беженцам. Но, к сожалению, пока тормозится третья сочинская договоренность, это восстановление Ингури ГЭС

Примерно то же самое относится и к Южной Осетии. Мы удовлетворены тем, что на состоявшемся в декабре в Москве заседании Совместной контрольной комиссии предметно обсуждались планы урегулирования, есть несколько вариантов плана с грузинской стороны. Югоосетинское руководство поддержало еще в 2004 году известный план президента Саакашвили, который предусматривал трехэтапный подход к урегулированию. В этом проявляется понимание того, что сначала нужно наладить экономические связи, решать экономические вопросы, восстанавливать доверие, а потом подступаться к политическим аспектам урегулирования. Затем звучали альтернативные предложения с грузинской стороны, но сейчас, как я понимаю, после встречных предложений президента Эдуарда Какойты есть движение в общем направлении. Это движение мы поддерживаем. Поддерживается оно и со стороны ОБСЕ. Рассчитываю, что если добросовестно двигаться по этому пути, может вполне появиться и план, который все стороны конфликта и все посредники, все содействующие стороны возьмут за основу для совместной работы.

Вопрос:Полагаете ли Вы, что возможно создать зону безъядерного оружия по примеру Договора Тлателолко в Латинской Америке применительно к Ближнему Востоку, и как Вы рассматриваете перспективы развития отношений с Латинской Америкой в ближайший год?

С. В. Лавров:Я считаю возможным создание зоны свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, точно так же, как считает и мировое сообщество. В резолюциях Совета Безопасности ООН, включая, кстати, резолюции, которые принимались по урегулированию иракского кризиса после завершения войны в Заливе, содержится положение о необходимости создания такой зоны - свободной от оружия массового поражения на Ближнем Востоке. Как подступиться конкретно к этой задаче, пока мне сказать затруднительно, но то, что такая задача поставлена решениями Совета Безопасности ООН и остается на повестке дня, это факт. Что касается перспектив развития наших связей с Латинской Америкой, то в последние годы эти связи развиваются весьма интенсивно; состоялись визиты Президента России, Министра иностранных дел в ряд государств этого региона, намечены дополнительные контакты. Мы видим в Латинской Америке весьма перспективного партнера, не только с точки зрения двусторонних связей России со странами этого региона, но и в плане задействования потенциала интеграционных процессов, которые очень быстро в Латинской Америке развиваются, к которым мы присматриваемся и с точки зрения использования того опыта, который подошел бы для интеграционных процессов на пространстве СНГ, и с точки зрения расширения нашего торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества с латиноамериканскими странами. Отмечу, что это сотрудничество все более и более развивается в сфере высоких технологий, есть достижения и у многих латиноамериканских стран в этой области, и у России, разумеется, включая космические технологии и совместные проекты. Все больше и больше на повестку дня встают отношения с регионами, ну а что касается культурных, гуманитарных связей, то и здесь поле для взаимодействия самое обширное. В России с огромной симпатией относятся к Латинской Америке, к ее культуре, ценят темперамент латиноамериканцев, и я думаю, что это во многом будет цементировать наши межгосударственные связи.

Вопрос:Будьте добры, возвращаясь к итогам минувшего года в российско-латвийских отношениях, какую оценку можно им все-таки поставить - положительную или отрицательную? Что, на Ваш взгляд, в большей мере на это повлияло? Спасибо.

С. В. Лавров:В прошлом году, наверное, эти отношения не завершились, оценку мы ставим тогда, когда есть какой-то итог. Работа такая идет, контакты осуществляются и по мере того, как будут возникать необходимые условия, когда обе стороны увидят взаимную выгоду в тех или иных проектах, мы будем достигать договоренности. Но подчеркну еще раз, что наши отношения едва ли смогут получить, с моей стороны по крайней мере, со стороны России положительную оценку, пока не решаются должным образом проблемы национальных меньшинств Латвии, прежде всего проблемы русскоязычного населения, а эти вопросы нужно решать в соответствии с рекомендациями европейских и международных институтов - не более и не менее.

Вопрос:Как Вы рассматриваете урегулирование на Ближнем Востоке в свете ухода или возможного ухода А.Шарона и обострения напряженности вокруг Сирии? И Вы только что отметили, что резолюция Совета Безопасности по Ираку в начале 90-х годов отметила создание зоны безъядерного оружия на Ближнем Востоке, но все-таки прошло 15 лет и никакого воздействия на Израиль не видно, в то время когда увеличивается ажиотаж вокруг Ирана. Как Вы рассматриваете возможность санкций, поскольку Израиль до сих пор отказывается подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия?

С. В. Лавров:Да, такой насыщенный вопрос у Вас. Во-первых, я искренне надеюсь, что Премьер-министр Израиля А.Шарон поправится. Это мужественный человек, который пошел на весьма серьезное решение и убедил большинство израильского общества в необходимости двигаться по пути дорожной карты, по пути, который приведет к общей цели мирового сообщества, когда на Ближнем Востоке будут сосуществовать бок о бок подобрососедски и в безопасности Израиль и Палестинское государство. Перспективы, конечно же, сейчас не очень ясны - и на палестинских территориях, и в Израиле предстоят выборы. Россия на палестинские выборы направляет своих наблюдателей. Рассчитываем, что по итогам выборов будет сформировано Законодательное собрание, которое сможет стать ответственным партнером М.Аббаса в его усилиях по дальнейшей консолидации общества по выполнению тех положений дорожной карты, которые адресованы палестинцам.... и от Израиля мы все ожидаем выполнения своих обязательств по дорожной карте и, в первую очередь, реализации тех шагов, которые были согласованы в контексте ухода из сектора Газа и западного берега реки Иордан. Насилие, которое продолжается в этом регионе, и которое мы все решительно осуждаем, не должно служить предлогом для того, чтобы прерывать процесс совместной работы палестинцев и израильтян.

О Сирии. Хорошо известно, что Россия выступает за выполнение всех соответствующих резолюций Совета Безопасности. мы вместе с другими нашими коллегами, включая арабские государства, поощряем ее к продолжению именно такого движения.

Вопрос:После отключения газа Украине и перебоев в Европе в Венгрии появились ощущения, что даже политика на тесное сотрудничество с Россией не может обеспечить энергетическую безопасность страны. Что могли бы Вы сказать о том, чтобы развеять эти опасения?

С. В. Лавров:.Факты таковы, что после того, как между Россией и Украиной была достигнута договоренность об условиях поставок газа на Украину и об условиях транзита газа через Украину в Европу, после того, как эти соглашения были достигнуты, за первые 10 дней этого года капитализация Газпрома возросла на 22%.... А что касается опасений в надежности поставок, то на всем протяжении переговоров с Украиной российская сторона неоднократно заявляла официально, что все наши обязательства по поставкам газа в Европу будут выполнены. Единственное, чего мы добивались - это того, чтобы наши отношения с Украиной в газовой области тоже перешли на рыночные рельсы, также как это имеет место в отношениях между Россией и всей Европой. И добивались мы того, чтобы эти отношения стали прозрачными, понятными для всех, кто зависит от транзита нашего газа через Украину, и этой цели мы добились.

Отмечу еще такой немаловажный факт: до сих пор, до этого года поставки газа в Европу через Украину осуществлялись на основе ежегодно возобновляемых контрактов, теперь контракты, которые подписали российские и украинские компании, предусматривают пятилетний срок поставок газа в Европу. Второй важный момент заключается в том, что раньше был единый контракт, в котором содержались и обязательства по поставкам газа на Украину, и одновременно - объем газа, который транзитом через Украину шел в Европу, и цена за этот транзит. Теперь есть два контракта: один контракт о поставках газа на Украину и второй контракт, целиком посвященный транзиту российского газа через Украину в Европу, что тоже повышает надежность этих поставок. Сейчас российская сторона предпринимает усилия по диверсификации маршрутов экспорта нашего газа при сохранении украинской трубы. Более активно будет использоваться и белорусский транзит, и голубой поток и, конечно же, будет создаваться северо-европейский газопровод. Все это существенно повышает уверенность европейцев в том, что никаких перебоев с поставками газа из России не будет.

Вопрос:Сергей Викторович, в последнее время звучат официальные заявления, что в урегулировании армяно-азербайджанского карабахского конфликта есть некие подвижки и 2006 год может быть переломным в решении этого вопроса. Есть ли на самом деле подвижки, могут ли в этом году состояться решения, и какие?

С. В. Лавров:Я не буду делать прогнозов, скажу только, что в нагорно-карабахском урегулировании работа заметно интенсифицировалась в последние месяцы. Регулярно встречаются президенты Азербайджана и Армении, на постоянной основе работает механизм сопредседателей минской группы ОБСЕ в составе России, Соединенных Штатов и Франции, регулярно проводятся контакты с участием сопредседателей и представителей двух государств, в том числе на уровне президентов и на уровне министров иностранных дел. Президент В.В.Путин активно содействовал тому, чтобы Азербайджан и Армения двигались в сторону нахождения формулы урегулирования, и на ближайшей неделе запланированы очередные контакты между руководителями этих стран. Все, что в наших силах, мы будем продолжать делать.

Вопрос:В этом году обрел устойчивость трехсторонний диалог между Москвой, Пекином и Нью-Дели. Каковы его приоритеты? И второй вопрос. Как вы оцениваете возможность вступления в этом году в ШОС Индии и Пакистана?

С. В. Лавров:Трехсторонний механизм сотрудничества России, Индии и Китая действует уже несколько лет. Он сначала использовался для согласования позиций на полях различных международных форумов. Это регион, где и индийские, и китайские наши партнеры имеют свои интересы, где их компании участвуют в различных проектах торговоэкономического сотрудничества, к тому же это Дальний Восток России, часть нашей страны, которая непосредственно является частью АзиатскоТихоокеанского региона, и взаимодействие в АТР мы выстраиваем прежде всего с прицелом на содействие подъему Восточной Сибири и Дальнего Востока. У нас немало общего не только по региональным, но и по глобальным проблемам. Это и борьба с терроризмом, борьба с оргпреступностью, наркотрафиком, распространением оружия массового уничтожения. Ну и, разумеется, с присоединением Индии к Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателя сфера наших общих интересов расширяется.

Но что касается перспектив полноценного присоединения Индии и Пакистана, да и других наблюдателей к Шанхайской организации сотрудничества, пока таких заявок не поступало.

Вопрос:В Нью-Йорке все чаще можно услышать мнение, что ООН в кризисе. Я хочу Вас спросить, Вы там долго работали, Вы согласны с этим? Если да, что можно сделать конкретно для того, чтобы улучшить работу Организации и усилить ее влияние? Как Вы относитесь к вопросу о расширении круга постоянных членов Совета Безопасности?

С. В. Лавров:Насчет кризиса - это, наверное, дело вкуса, как называть тот или иной процесс в той или иной ситуации. Очень мало организаций, которые не переживали бы период обновления. Это понятно. Меняется мир, блоковое противостояние Холодной войны ушло в прошлое, а новой модели пока не нащупали. Поэтому я думаю, что и ООН, и ОБСЕ, и НАТО, и Евросоюз сейчас ищут новые модальности функционирования в этой меняющейся глобальной архитектуре. Происходит и переориентация усилий на новые угрозы, которые абсолютно едины для всех, угрозы, которые могут откуда угодно произрастать, у которых нет ярко выраженных границ. Крайне важно, чтобы все эти процессы осуществлялись через согласование подходов, через обмен мнениями, обмен оценками. В этом случае, я убежден, мы сможем перенастроить и мировую, и региональную архитектуру таким образом, чтобы она была более эффективной.

Совет Безопасности безусловно нуждается в обновлении. Это очень эмоциональная тема, она затрагивает престиж государств, но в нынешней конкретной ситуации все уперлось в непреодолимое разногласие между теми, кто видит реформу Совета Безопасности исключительно через создание новых постоянных мест и теми, кто категорически возражает против любых новых постоянных членов. Искусство дипломатии безусловно следует продолжать применять и далее. Я уверен, что компромисс при всей кажущейся непримиримости позиций может быть найден, но пока этого не произошло. Требуется время, но я хотел бы высказать высокую оценку позиций тех стран, которые нашли в себе мудрость не выносить на голосование в ООН проекты резолюций по реформе Совета Безопасности, которые вызвали бы раскол в Организации. Я думаю, что главное продолжать искать консенсус

Вопрос:Сергей Викторович, если я поняла правильно, на днях Президент Украины В.А.Ющенко высказался за возобновление полного ядерного цикла на Украине. Как Вы относитесь к этой возможности? Как сейчас обстоит дело с урегулированием в Приднестровье?

С. В. Лавров:Я не уверен, что Президент Украины В.А.Ющенко сказал так, как Вы его процитировали. Но если идет речь о развитии мирной ядерной энергетики, то Украина имеет полное право на это.

Что касается Приднестровья, то последний раз мы имели возможность изложить свою позицию на высшем уровне, когда 15 декабря прошлого года Президент России В.В.Путин и Президент Украины В.Н.Ющенко выступили с совместным заявлением по Приднестровью. Это был очень важный политический шаг двух государств, которые являются вместе с ОБСЕ основными посредниками в приднестровском урегулировании. К этому процессу, как вы знаете, в качестве наблюдателей в прошлом году подключились Евросоюз и Соединенные Штаты. Были общие договоренности о необходимости федеративной Молдовы, нейтральной Молдовы, демилитаризованной Молдовы и в этом контексте определения статуса Приднестровья. К сожалению, эти договоренности отброшены. Но я убежден, что без возвращения к ним, договориться будет очень сложно. Безусловно, как и в плане Ющенко, Россия выступает за демократизацию и Приднестровья, и Молдавии в целом, за проведение такой линии, которая позволила бы при участии международных структур обеспечить транспарентность все этих процессов.

Вопрос:..Как вы оцениваете уровень белорусско-российских отношений?

С. В. Лавров:Уровень российско-белорусских отношений я оцениваю позитивно. В ближайшее время пройдет заседание Высшего государственного совета, на котором планируется принять дополнительные решения, направленные, прежде всего, на дальнейшее формирование Союзного Государства и, особенно, на выравнивание прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в самых различных вопросах, включая социальное, пенсионное обеспечение, здравоохранение, налогообложение. Рассчитываю, что это будет воспринято хорошо нашими гражданами и на практике поможет нам ощущать себя жителями одного государства.

Вопрос:На сколько серьезен, по-Вашему мнению, нынешний конфликт с Украиной вокруг Ялтинского маяка? Может это стать началом пересмотра статуса Черноморского флота? Что Москва должна ответить Киеву?

С. В. Лавров:Мы пока так и не получили внятных официальных объяснений о том, что все-таки происходит. Захват Ялтинского маяка произошел через день или через полтора после того, как президенты России и Украины в Астане выражали обоюдное удовлетворение своими консультациями, переговорами, когда Президент Украины В.А.Ющенко прямо подтвердил, что соглашение по Черноморскому флоту будут неукоснительно выполняться.

После того как персонал маяка не был допущен на работу, состоялся захват документов, менялись замки, мы сразу же обратились за официальными объяснениями. По линии Администрации Президента Украины нам ответили, что сами узнали об этом из газет, параллельно, к нашему глубокому удивлению, мы стали слышать заявления представителей украинского МИДа о том, что вообще все маяки и гидронавигационные объекты удерживаются российской стороной незаконно и необходимо немедленно их отдать Украине. Мы пытаемся все это прояснить у наших украинских коллег.

Что касается фактической стороны дела, то в 1997 году, когда разделяли Черноморский флот, объекты гидрографической службы, а их всего 98, включая Ялтинский маяк, с поименным перечислением были включены в состав Черноморского флота Российской Федерации и было указано, что эти объекты используются российской и украинской стороной совместно. В то же соглашение было включено положение о том, что перечень средств навигационного оборудования, объектов инфраструктуры Гидрографической службы Черноморского флота, будет окончательно согласован в рамках отдельного соглашения. В 1998 году мы разработали проект такого соглашения. Украинцы согласились его подписать, но потом позицию изменили и потребовали немедленной передачи всех объектов сразу без всякой поэтапности. .Нонсенс, когда местные суды рассматривают вопросы межгосударственного характера, которые регулируются межгосударственными соглашениями, договорами. Именно так происходит на Украине. В конце 2005 года хозяйственные суды Севастополя и Херсонской области вынесли решение об отчуждении 83 объектов гидрографического флота в пользу украинского предприятия. Именно на основании этих решений украинских местных судов был произведен фактический захват Ялтинского маяка. Мы ждем каких-то официальных, внятных пояснений ситуации. Нашу точку зрения я постарался внятно изложить.

Вопрос:Мы знаем, что США и евротройка готовы сейчас отправить ядерный вопрос Ирана в СБ ООН. Когда Россия будет готова окончательно согласиться с этой позицией? Я имею ввиду конкретный срок, конкретную дату.

С. В. Лавров:Это очень схематичный подход. Такого не может быть в политике. Мы исходим из того, что сейчас есть конкретная позиция МАГАТЭ, есть конкретные вопросы, которые МАГАТЭ сформулировало перед Ираном. Нужно употребить все возможности, которые предоставляет МАГАТЭ для того, чтобы получить ответ на них. Не думаю, что возможности Совета Управляющих МАГАТЭ исчерпаны. Также думает европейская тройка, которая предлагает созвать Совет Управляющих МАГАТЭ в начале февраля. Вот эти сроки уже названы, о них я могу говорить. Сроки, о которых Вы говорите, искусственные./www.ln.mid.ru, Москва, 17 января 2006/

Мнение экспертов

17 января 2006

Под пристальным внимание российской и британской прессы находится визит канцлера Германии в Россию.

"Газета" называет эту встречу не более, чем "пристрелкой". Издание отметило, что в России бундесканцлерин решает "вопросы стратегического сотрудничества". Андрей Колесников в "Коммерсанте" сделал вывод, что "новый канцлер Германии оказался не хуже старого". А. Меркель заявила, что партнерство России и Германии должно быть гораздо более интенсивным, чем раньше". Издание отмечает, что обе стороны подтвердили стратегическое значение строительства Северо-Европейского газопровода и актуальность темы энергетической безопасности на заседаниях "большой восьмерки" под председательством России. Особое внимание российские журналисты уделили обсуждению президентами закона о некоммерческих и неправительственных организациях. "Я говорила, что у нас было много раздражений по этому поводу, - цитирует "Коммерсант" Ангелу Меркель. - Мы будем наблюдать за тем, чтоб НКО и впредь имели возможность делать свою работу". Глава России дал понять, что будет действовать, как считает нужным, не ориентируясь на мнение Западаe. "Немецкий канцлер, таким образом, дала понять, что считает подписание закона об НКО делом решенным", - комментирует "Независимая газета". "Время новостей" отмечают, что во время встречи с Ангелой Меркель Владимир Путин призывал работать с Тегераном "очень аккуратно, не допуская резких, ошибочных шагов". "Коммерсант" обратил внимание на слова Владимира Путина, сказанные на встрече с Меркель, которыми тот напомнил о предложениях Ирану по обогащению урана на российской территории.

"Файнэншл таймс" отмечает: "Меркель обещает установить "особые связи с Россией". Ангела Меркель своей приоритетной задачей считает налаживание отношений между Берлином и Вашингтоном и стремится выработать более трезвый подход к Москве. Автор статьи указывает, что Меркель с российским президентом расходятся во мнениях по поводу нарушений прав человека в Чечне и на Северном Кавказе в целом. "Гардиан" также указывает, на высказывание опасения по поводу нового законодательства в отношении некоммерческих организаций. От газеты не ускользнуло раздражение российского президента, который колко заметил в ответ, что ему всегда приятно, когда российская внутренняя законотворческая деятельность привлекает внимание партнеров России./Савин Олег, Раевская Евгения, Би-би-си, 17 января 2006/


Copyright © 2005   Центр европейской безопасности