Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet февраль 2006"

Сотрудничество

08 февраля 2006

"НАТО и Россия, демонстрируя значительный сдвиг в своих отношениях, впервые обменяются секретной информацией во время нового совместного патрулирования судоходных путей в Средиземном море, которое будут осуществлять Россия и альянс, сообщили представители НАТО. "Это значительный и беспрецедентный шаг вперед в практическом сотрудничестве с Россией, - заявил представитель НАТО Джеймс Аппатураи. "Он показывает, что мы можем работать вместе". Сергей Иванов, министр обороны России, тоже настроен оптимистично в отношении значительно более тесной работы с НАТО. Выступая на мюнхенской конференции по политике безопасности в прошлый уик-энд, Иванов сказал, что cотрудничество с НАТО "в области борьбы с терроризмом становится все более и более практическим". Иванов также заявил, что он желает, чтобы НАТО, в которой 26 государств, установила партнерство с руководимой Россией Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта политико-военная организация включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию. Иванов сообщил, что российский корабль присоединится к операции НАТО под названием "Активное усилие". НАТО и Россия согласились также с "Инициативой аэрокосмического сотрудничества", в которой обе стороны будут обмениваться данными о подозрительном воздушном движении в приграничных районах России и стран НАТО. Россия начнет предоставлять НАТО тяжелые транспортные самолеты в соответствии с соглашением, подписанным с Германией в прошлом месяце. /Интерфакс "Интернэшнл геральд трибюн"(США), 08 февраля 2006/

Международные конфликты

03 февраля 2006

"Переговоры о мирном урегулировании в Нагорном Карабахе" - оспариваемом регионе Азербайджана, который стал ареной войны после распада Советского Союза, - "недавно вышли на более твердую почву после долгих лет тупика. Это увеличивает возможность соглашения уже в текущем году", говорят дипломаты, знакомые с этими переговорами. Конфликт препятствует экономическому развитию региона и угрожает его стабильности. США, Франция и Россия возглавляют так называемую "Минскую группу" - посредническую организацию, работающую под эгидой ОБСЕ, с чьей помощью и было достигнуто прекращение огня. Высокопоставленный сотрудник госдепартамента США, знакомый с переговорами говорит: "Сейчас мы в точке, где президентам нужно обогнуть угол и перейти от переговоров к решениям, чтобы закрыть остающиеся разрывы". Несколько человек сообщили, что документ, суммирующий ключевые проблемы, стал основой для предложения о процессе, состоящем из двух этапов: о соглашении в принципе, а затем о выработке деталей. Один из возможных планов предусматривает вывод поддержанных Арменией вооруженных сил с большей части территории вокруг Нагорного Карабаха, сопровождаемый международными гарантиями безопасности и международными миротворческими силами. На более позднем этапе, говорят дипломаты, может быть проведен референдум, чтобы определить политический статус Нагорного Карабаха. Для Азербайджана центральный вопрос - территориальная целостность и восстановление контроля над регионом внутри его признанных границ. Армения, утверждающая, что Нагорный Карабах исторически является армянским, считает, что судьба региона и его политическая принадлежность должны быть определены его жителями. /Интерфакс "Нью-Йорк таймс"(США), 03 февраля 2006/

14 февраля 2006

Ситуация в отношениях между Грузией и непризнанными государствами Абхазией и Южной Осетией зашла в тупик. Возвращение этих территорий под юрисдикцию Тбилиси невозможно из-за позиции элит и населения республик. Присоединение Абхазии и Южной Осетии к России без согласия Грузии, невозможно как противоречащее нормам международного права. Первое направление действий, оптимальное, заключается в универсализации темы урегулирования однотипных конфликтов косовского, абхазского, юго-осетинского. В этом случае усилиями международного сообщества может быть найдено решение, которое может стать приемлемым компромиссом. Второе направление Россия может пойти на одностороннее признание непризнанных республик. Прецедент в международной практике - статус Турецкой республики Северного Кипра, официально признанной Турцией. В этом случае Россия должна иметь в виду выход Грузии из СНГ. Альтернативным вариантом может быть силовой сценарий, на который ориентируются те политики в Тбилиси, которые требуют вывода российских миротворческих сил из Южной Осетии. Однако на этом пути есть два серьезных препятствия. Первое миротворцы находятся в Южной Осетии согласно дагомысским договоренностям 1992 года, которые можно пересмотреть лишь согласованным решением России, Грузии, а также властей Северной (входящей в состав России) и Южной Осетии. Юго-осетинские лидеры на такой вариант не согласятся, а позиция Северной Осетии будет аналогична российской. Поэтому одностороннее решение грузинских властей не является обязывающим для России. Если Грузия денонсирует дагомысские соглашения и обвинит Россию в оккупации части своей территории, то российские власти окажутся перед непростым выбором. Если российские миротворцы уйдут, то война может быть выиграна Грузией. При этом военный успех в конфликте будет стабильным только в случае этнической чистки, альтернатива - партизанская война. /РИА-Новости, Алексей Макаркин, 14 февраля 2006/

18 февраля 2006

Власти Грузии должны осуществить диалог с Россией и решить региональные конфликты. Об этом заявил специальный представитель генерального секретаря НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Роберт Симмонс, выступая на международном Форуме безопасности Грузии в Тбилиси. "Власти Грузии должны создать сильную систему обороны, провести демократические реформы, осуществить диалог с Россией и решить региональные конфликты. НАТО, в свою очередь, поможет в мирном решении конфликтов, а также в отношениях с Евросоюзом и другими международными институтами", - заявил Симмонс. По его словам, большое значение имеет выполнение Грузией условий Плана индивидуального партнерства с НАТО (IPAP) и переход на следующий этап сотрудничества. "В марте в Брюсселе ожидают министров обороны и иностранных дел Грузии, которые должны будут провести максимально интенсивный диалог и зафиксировать свои достижения", - заявил Симмонс. /РИА-Новости, 18 февраля 2006/

20 февраля 2006

Министр обороны и секретарь Совета безопасности Армении Серж Саркисян заявил, что на переговорах по карабахскому урегулированию, прошедших 10-11 февраля во Франции, именно азербайджанская сторона не поддержала документ, одобренный Минской группой ОБСЕ. "Фактически перед сторонами был положен документ, одобренный сопредседателями Минской группы ОБСЕ от России, Франции и США, и фактически данный документ не поддержала азербайджанская сторона", - отметил С. Саркисян. /Интерфакс, 20 февраля 2006/

28 февраля 2006

Грузинская сторона настаивает на интернационализации миротворческого процесса в Южной Осетии, так как это позволит остановить нынешнюю милитаризацию региона, считает госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Отвечая на вопрос о переговорах Грузии по поводу интернационализации миротворческого контингента с другими странами, Г. Хаиндрава сказал: "Мы работаем со всеми странами ОБСЕ. Интернационализация миротворческой операции является лучшей гарантией исполнения соглашений". Он вновь заявил, что "в нарушение мандата миротворческой операции, вопреки протоколам Смешанной контрольной комиссии (СКК) в Цхинвальском регионе наращиваются нелегальные вооруженные формирования". "К сожалению, планировавшееся на 20-21 февраля в Вене заседание СКК было провалено по вине российской стороны - это однозначно документально доказано. Российская часть СКК самовольно, в одностороннем порядке приняла решение о переносе заседания из Вены в Москву", - сказал он. /Интерфакс, 28 февраля 2006/

Иранское досье

04 февраля 2006

Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, предусматривающую информирование Совета Безопасности ООН по ядерной проблеме Ирана. 27 голосов подано "за", воздержались Алжир, Белоруссия, Индонезия, Ливия, ЮАР, против выступили Сирия, Венесуэла, Куба. Представитель Великобритании Питер Дженкингс подчеркнул, что эта резолюция является "серьезным посланием Ирану". Он призвал Тегеран вернуться к мораторию на ядерное исследование. /РИА Новости, 04 февраля 2006/

21 февраля 2006

Первый раунд российско-иранских переговоров в Москве по вопросу создания совместного предприятия (СП) по обогащению урана на российской территории закончился договоренностью о новой встрече в Иране. Декларируя исключительно мирный характер своей ядерной программы, Иран одновременно стремится создать у себя законченный энергетический цикл, от обогащения урана до переработки отработавшего ядерного топлива. При таком уровне ядерных технологий от создания собственной атомной бомбы отделяет наличие или отсутствие политической воли. Предложение России создать на российской территории совместное предприятие по обогащению урана и переработке ядерного топлива могло бы снять подозрения с иранской ядерной программы, при условии отказа Ирана от создания для себя полного топливного ядерного цикла и согласия получения уже готового обогащенного урана (Россия). Однако Иран не спешит развеять сомнения относительно своей ядерной программы. Глава "Росатома" Сергей Кириенко, комментируя свой предстоящий визит в Иран, отметил, что переговоры по созданию СП на российской территории будут продолжены, и "Россия делает все для того, чтобы предоставить (Ирану) возможность выхода из сложной ситуации мирным, конструктивным путем". Тегеран характеризует переговоры в Москве как "позитивные и конструктивные". Главным их достижением в Тегеране считают, как отметил глава иранской делегации, заместитель главы Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Хоссейни-Таш, то, что направление "иранского досье" в Совет Безопасности ООН не станет конструктивным шагом" и ситуация вокруг иранской ядерной программы должна решаться в рамках МАГАТЭ. /РИА-Новости, Петр Гончаров, 21 февраля 2006/

26 февраля 2006

В ходе визита главы Росатома Сергея Кириенко в Иран было достигнуто принципиальное соглашение о создании на территории России совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана. Иранская сторона результаты переговоров оценивает оптимистично. Именно в таком ключе прозвучало сообщение вице-президент Ирана Голямреза Агазаде о том, что Россия и Иран достигли принципиальной договоренности о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ. "У нас есть принципиальная договоренность о создании совместного предприятия, однако мы думаем, что это предложение нуждается в проработке, и мы будем обсуждать это на предстоящих переговорах в Москве", - сообщил Голямреза Агазаде. По его словам, создание такого предприятия - это "комплексный вопрос, в котором много политических моментов", именно в связи с этим и решено продолжить переговоры в ближайшее время в Москве. Российско-иранские переговоры по этому вопросу продлятся, по словам главы российского МИД Сергея Лаврова. Кроме того, Тегеран обещал в течение ближайшего месяца завершить подготовку документов для тендера на строительство еще двух блоков АЭС Бушер с безусловным приглашением России принять в нем участие. Кириенко заверил иранскую сторону в том, что Россия в срок поставит ядерное топливо на иранскую АЭС. /РИА Новости, Петр Гончаров, 26 февраля 2006/

27 февраля 2006

Заместитель государственного секретаря США Николас Бернс в своем интервью "Независимой газете" отмечает: "США очень довольны тем, как складываются отношения с Россией в этом направлении. Мы удовлетворены тем близким сотрудничеством с Москвой". "Европа и Россия фактически поддержали нас: за резолюцию МАГАТЭ о передаче рассмотрения "иранского досье" в СБ ООН проголосовали страны "евротройки" и Россия, а вместе с ними и ряд других государств, стоявших ранее на более умеренных позициях в отношении Ирана. Это Китай, Индия, Египет, Бразилия, Шри-Ланка и др. Наши мнения относительно Тегерана, очевидно, сближаются", - отметил Н. Бернс. Отвечая на вопрос о том, какие действия мог бы предпринять СБ ООН, он сказал: "Мы пока находимся на очень раннем этапе: сейчас трудно говорить, как будут развиваться события в Нью-Йорке". "Не стоит спекулировать даже по поводу сроков созыва СБ. Ведь как бы то ни было, пока действительно нет международного согласия по вопросу о санкциях", - отметил заместитель госсекретаря. По его словам, введение санкций - один из вариантов дальнейших действий СБ. /Интерфакс, 27 февраля 2006/

Россия, СНГ, международные организации

05 февраля 2006

Европе нужен адаптированный вариант ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), считает вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов, свое мнение он высказал в ходе 42 мюнхенской конференции. "В мае мы будем вести очень серьезный разговор по вопросу нератификации рядом государств этого документа - в том плане, нужен ли вообще Европе такой договор. Я считаю, что нужен", - сказал Иванов на пресс-конференции. Вице-премьер напомнил, что адаптированный вариант ДОВСЕ был ратифицирован всего пятью государствами, в числе которых Россия. Формально же, отметил министр, на европейском пространстве работает неадаптированный ДОВСЕ, который был принят в конце 1980-х. "Он являлся продуктом той эпохи, в том числе и эпохи "холодной войны", которая хотя и шла на спад, но не завершилась", - сказал Иванов. /РИА Новости, 05 февраля 2006/

07 февраля 2006

Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро оценил российско-испанские отношения как отличные, высказался за создание стратегического альянса между Россией и Евросоюзом. По словам испанского премьера, предстоящий визит президента России Владимира Путина в Испанию предоставит хорошую возможность для того, чтобы "обменяться мнениями по самым животрепещущим проблемам международной жизниа также обсудить отношения России с Европейским союзом или же реформу ОБСЕ, где Испания будет председательствовать в 2007 году. Думаю, что между Россией и ЕС необходим стратегический союз для того, чтобы охватить все международные вопросы современности и эффективно отвечать на серьезные вызовы, которые стоят перед нами на мировой арене", - сказал Х. Л. Родригес Сапатеро. Он выразил уверенность, что на встрече с В. Путиным удастся обсудить инициативу, ранее уже высказанную Х. Л. Родригесом Сапатеро, о создании альянса цивилизаций, основанного на знании, понимании и взаимном уважении. /Интерфакс, 07 февраля 2006/

10 февраля 2006

Визит Владимира Путина в Испанию прошел с успехом. Евросоюз понимает, что Россия хочет говорить на равных. Владимир Путин высказался по самым животрепещущим для европейцев вопросам : свобода слова, идея "альянса цивилизаций". И именно там Президент РФ заявил, что хотел бы пригласить в Москву недавно победившее на выборах в Палестине движение ХАМАС, которое в США и ЕС считают террористическим. Суть итогов визита российского президента в Мадрид: в попытках двух стран, находящихся по противоположные стороны Европы, найти повестку дня совместных действий, от которых выиграли бы все. Король Испании Хуан Карлос в своей речи на приеме в честь Путина заявляет, что Испания твердо убеждена в огромной важности поддержания стратегически перспективных отношений между Россией и ЕС; что Россия в качестве важнейшего действующего лица на международной арене, а также председательствуя в этом году в "большой восьмерке", сможет внести решающий вклад в поиск решений ключевых мировых проблем. Страны твердо решили взломать затвердевшие рамки существующих отношений и начать разговор об инвестиционных проектах и сотрудничестве в космосе. /РИА-Новости Дмитрий Косырев, 10 февраля 2006/

15 февраля 2006

Приглашение ХАМАС в Москву отражает позицию не только России, но и Евросоюза. Такое мнение высказал председатель российского Исламского комитета Гейдар Джемаль. "Обстоятельства, при которых было сделано приглашение руководства ХАМАС в Москву, ясно свидетельствуют о том, что это было продуманное и взвешенное решение, которое исходит не только от Российской Федерации, а в значительной степени оно (решение) делегировано Евросоюзом, причем в его наиболее представительном эшелоне", - считает он. "Происходит разделение общественного мнения на версию американскую, необъективную, преследующую корыстные империалистические цели и версию европейскую, которая возвращается к своим истокам, демократическим корням и взвешенному подходу к решению международных проблем", - констатировал Гейдар Джемаль. /РИА Новости, Денис Малков, 15 февраля 2006/

21 февраля 2006

В Москве в мае текущего года впервые пройдет встреча спикеров парламентов государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), сообщил журналистам председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В совещании по вопросам межпарламентского сотрудничества в Совете Федерации принял участие министр иностранных дел Сергей Лавров, стороны обсудили широкий круг вопросов участия сенаторов в межпарламентской деятельности. Он также отметил, что в январе 2007 года Россия впервые примет Азиатско-Тихоокеанский межпарламентский форум. "Что касается этого года, то в первую очередь в своей межпарламентской деятельности мы будем учитывать председательство России в "большой восьмерке", - заявил председатель Совета Федерации. /РИА-Новости, 21 февраля 2006/

22 февраля 2006

Главы России и Азербайджана в совместном заявлении подтвердили обоюдную готовность к развитию сотрудничества в борьбе против международного терроризма, наркотрафика и нелегальной торговли оружием и дали поручение правоохранительным органам двух стран повысить эффективность взаимодействия в этих областях. Согласно заявлению, которое подписали президент РФ Владимир Путин и глава Азербайджана Ильхам Алиев в Баку, стороны также договорились активизировать совместную работу по завершению делимитации российско-азербайджанской государственной границы. Руководители России и Азербайджана вновь подтвердили твердую приверженность суверенитету, территориальной целостности, нерушимости границ обоих государств, а также другим общепризнанным принципам международного права. "В этом контексте президенты двух стран выступили за скорейшее политическое урегулирование нагорно-карабахского конфликта на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и решений ОБСЕ при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США, Франции", - отмечается в документе. /Интерфакс, 22 февраля 2006/

27 февраля 2006

Глава представительства Европейской комиссии в Москве Марк Франко отмечает, что российский закон о некоммерческих организациях (НКО) аналогичен законам об НКО, существующим на Западе. "В положениях закона как таковых нет ничего противоречащего фундаментальным принципам демократии, соблюдения прав человека или свободы слова. Большая часть положений закона соответствует принципам гражданского общества и законам об НКО на Западе", - заявил М. Франко в интервью газете "Коммерсант". В Европе "озабочены тем, как этот закон будет воплощаться в жизнь". "Будет ли правительство или другие властные структуры применять этот закон гибко, разумно и адекватно ситуации. Или они будут использовать этот закон для ограничительной и репрессивной политики против НКО", - пояснил представитель Еврокомиссии. Говоря о свободе прессы в России, он отметил, что, "конечно же, сейчас пресса в России свободна" по сравнению с положением дел 20 лет назад. Между тем, считает М. Франко, "ситуация с печатной прессой гораздо лучше, нежели положение в электронных СМИ, вмешательство властей и групп экономических интересов в освещение тех или иных событий на телеканалах гораздо заметнее, чем в печатной прессе". /Интерфакс, 27 февраля 2006/


Copyright © 2005-2006   Центр европейской безопасности