Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet март 2007"

Международные организации

08 марта

Председатель Европарламента Ханс-Герт Поттеринг призвал лидеров 27 стран-членов Евросоюза в ходе встречи в Брюсселе интенсифицировать партнерские отношения с Россией.
"Нам (Евросоюзу) необходимо интенсифицировать усилия по развитию партнерства с демократической Россией. Гарантия безопасности поставок энергоресурсов (из РФ в ЕС) должна стать неотъемлемой частью нового соглашения о партнерстве и сотрудничества между Евросоюзом и Россией", - цитирует заявление Поттеринга пресс-служба Европарламента. Вместе с тем, он призвал участников саммита ЕС не отказываться от проявления обеспокоенности в отношении "отклонений от принципов демократии и свободы выражения мнения в России".
Действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) РФ-ЕС истекает в ноябре 2007 года. Федеральный канцлер председательствующей в ЕС Германии Ангела Меркель ранее высказала надежду, что переговоры по новому базовому соглашению начнутся в ближайшее время.
"В том, что касается внешней политики (ЕС) в области энергетики, соглашение о сотрудничестве с Россией является очень важным. Мы надеемся, что переговоры по этому соглашению начнутся в ближайшее время", - сказала Меркель, выступая на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге. "Пока нам еще не удалось этого сделать (начать переговоры), но я надеюсь, что до саммита Евросоюз-Россия мы сможем достичь прогресса", - подчеркнула канцлер Германии.
Проведение очередной встречи в верхах намечено на 17-18 мая под Самарой. Препятствием на пути переговоров о заключении нового СПС стала позиция Польши. В преддверии предыдущего саммита РФ-ЕС 24 ноября 2006 года в Хельсинки Польша наложила вето на начало переговорного процесса, потребовав в качестве предварительного условия отмены Россией запрета на импорт польского мяса и овощей, а также ратификации европейской Энергетической хартии. /РИА Новости, Александр Шишло, 08 марта 2007/

23 марта

Спор о поставках в Россию мяса из Польши негативно сказывается на отношениях Москвы и Брюсселя и тормозит процесс принятия России во Всемирную торговую организацию (ВТО), заявил комиссар Европейского союза (ЕС) по вопросам торговли Питер Мэндельсон.
"Еврокомиссия оказывает серьезное давление на российские власти, чтобы те достигли договоренности с Польшей и урегулировали данный конфликт", - сказал П.Мэндельсон. "Это очень важный вопрос, и его нужно решить как можно скорее. Он вредит нашим отношениям в то время, когда мы стремится работать вместе, чтобы ускорить принятие России в ВТО", - подчеркнул европейский комиссар, передает (с) Reuters.
Между Брюсселем и Москвой существует двустороннее соглашение о вступлении России в ВТО, однако, как сказал П.Мэндельсон, российские власти должны скорректировать свою торговую политику в отношении соседних стран, чтобы получить окончательное одобрение Евросоюза.
12-13 марта 2007 года в Москве прошли очередные переговоры по вопросу поставок мясной продукции из Польши. Пресс-секретарь федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Алексей Алексеенко сообщил, что основной темой переговоров были результаты ветеринарной и фитосанитарной инспекций, проведенных Россельхознадзором в Польше. "Мы задали свои вопросы по итогам этих проверок, и ЕС обещал предоставить ответы на них в течение двух недель. После получения дополнительной информации мы готовы продолжить переговоры о возобновлении поставок", - сообщил пресс-секретарь Россельхознадзора. По его словам, переговоры могут состояться как в Москве, так и в Брюсселе. / РосБизнесКонсклтинг, 23 марта 2007/

26 марта

По случаю 50-летнего юбилея Европейского союза ведущие европейские средства массовой информации опубликовали специально написанную к этой дате статью президента Владимира Путина под заголовком "Полвека европейской интеграции и Россия". В ней глава государства размышляет о роли нашей страны в объединительных процессах в Европе, подчеркивает желание России развивать сотрудничество с Евросоюзом по всем направлениям и утверждает, что входить в ЕС мы не собираемся. Кроме того, Путин предупредил европейцев, что Россия не будет поступаться своими национальными интересами, однако это еще не повод возвращаться к реалиям "холодной войны". Статья президента начинается с краткого и местами лирического обзора истории Европы. "Когда-то меч легионера объединил под властью Рима огромное пространство от Британии до Афин, от Рейна до Иберийского полуострова. С тех пор прошло две тысячи лет... - пишет Путин. - Как это часто бывает, история сделала поразительный поворот - ведь именно в Риме, в этом Вечном городе, 50 лет назад были подписаны договоры, положившие начало новому объединению народов Европы". Однако, по мнению российского президента, "реальные условия для воплощения в жизнь "коренной" европейской идеи - преодоления раскола континента" возникли не полвека назад, а лишь "с окончанием "холодной войны". "В этом заключается тот "дивиденд мира", который все европейцы получили после падения Берлинской стены, - поясняет Путин. - И в этом смысле выбор народа России на рубеже 90-х годов ХХ века не просто расширил пространство свободы на континенте, но фактически - определил пути дальнейшей европейской интеграции". /Известия, 26 марта 2007/

Расширение

01 марта

Интеграция Грузии в Североатлантический альянс необратима, заявил президент Грузии Михаил Саакашвили в Тбилиси на совместной пресс-конференции с президентом Украины Виктором Ющенко. По его словам, уже "в ближайшие месяцы страна будет технически готова к переходу на новый этап сотрудничества с НАТО".
При этом М. Саакашвили отказался называть конкретную дату вступления в альянс, сославшись на то, что обнародование сроков является прерогативой руководства блока. Он также заверил, что интеграция Грузии в НАТО не направлена против какой-либо третьей стороны. По словам грузинского президента, часто на перспективе вступления Грузии в НАТО, в контексте возвращения Абхазии и Южной Осетии, "спекулируют" отдельные силы как внутри страны, так и за ее пределами.
Президент Грузии напомнил, что "ни у одной страны нет права вето на дальнейшее развитие отношений между Грузией и НАТО".
В решимости Грузии вступить в Североатлантический альянс сомневаться не приходится. Михаил Саакашвили неоднократно заявлял, что это является одной из главных задач страны. При этом он уверял, что мнение России в данном вопросе не учитывается. "Скажем прямо: было истерическое сопротивление со стороны государства, которое вообще не является членом НАТО и которого формально не спрашивают, будем ли мы в НАТО", - сказал грузинский лидер в одном из своих выступлений.
Грузинский президент также завил, что вступление в НАТО означает, что Грузия станет членом самого сильного в истории человечества военно-политического альянса. М.Саакашвили подчеркнул, что о вступлении в такой альянс "страна мечтала в течение веков". /РосБизнесКонсалтинг, 01 марта 2007/

09 марта

Черногория в ближайшее время приступит к процессу интеграции в Европейский союз. Как передает (с) Associated Press, об этом сообщил комиссар ЕС по вопросам расширения Олли Рен.
"Я надеюсь, что скоро будет подписано соглашение об условиях вступления Черногории", - сказал он. "Эта страна за последнее время значительно продвинулась в обеспечении внутренней стабильности", - отметил О.Рен.
Как ожидается, договор между ЕС и Черногорией будет подписан в конце марта 2007г. По мнению экспертов, для вступления в ЕС Черногории будет необходимо провести ряд реформ, включая принятие новой конституции и реформирование судебной системы. Процесс подготовки к интеграции в Евросоюз может занять 2-3 года. Напомним, что на референдуме в конце мая 2006г. 55% жителей Черногории высказались за выход республики из союза с Сербией. Одной из основных причин такого решения стал выбор в пользу Евросоюза. Черногорские избиратели посчитали, что Сербия, к которой имеет претензии Гаагский трибунал по бывшей Югославии, тормозит интеграцию республики в европейские структуры.
Помимо ЕС не исключено также вступление Черногории в НАТО. /РосБизнесКонсалтинг, 09 марта 2007/

13 марта

Парламент Грузии почти единогласно принял декларацию о вступлении страны в НАТО. По сообщению РБК в парламенте, документ принят на основании меморандума, подписанного 12 марта 2007г. всеми политическими партиями и фракциями законодательного органа. В обоих документах речь, в частности, идет об усилении внешней и оборонной политики Грузии для полномасштабной интеграции в Североатлантический альянс, об ускорении выполнения обязательств, взятых страной перед НАТО, о расширении участия вооруженных сил страны в военных операциях, проводимых под эгидой альянса, и т.д. Спикер парламента Нино Бурджанадзе заявила: "Меморандум открыт для подписания непарламентскими политическими партиями. Если они согласны поддержать декларацию, они могут сделать заявление на этот счет".
Напомним, накануне на церемонии подписания меморандума Н. Бурджанадзе подчеркнула, что документ приобрел особое значение после обстрела Верхней Абхазии (Кодорского ущелья) в ночь на 12 марта 2007г. По ее словам, членство Грузии в НАТО является единственным гарантом стабильности в регионе, суверенитета и территориальной целостности страны. /РосБизнесКонсалтинг, 13 марта 2007/

28 марта

Палата представителей конгресса США 26 марта окончательно утвердила "Акт 2007 года о консолидации свободы в НАТО" законопроект, в котором выражена поддержка вступления Грузии и Украины в Североатлантический альянс. Ранее "Акт" прошел через сенат. Теперь документ направляется на подпись президенту Джорджу Бушу. С такого рода решениями глава Белого дома обычно не медлит. Ясно, что этот шаг чреват резким осложнением и без того ухудшившихся в последнее время российско-американских отношений.
В одобренном документе США призывают союзников по альянсу поддержать прием в Североатлантический альянс "достойных государств, в особенности посредством присоединения Грузии к Плану по членству в НАТО". Американских законодателей не смущает тот факт, что Грузия и Украина пока не во всем соответствуют критериям НАТО. Главное обе страны уже "тесно сотрудничают с альянсом", а время для "приведения в соответствие" еще есть. И хотя все решения в НАТО согласно уставу организации принимаются на основе консенсуса, учитывая вес и влияние США, можно уже сейчас делать далеко идущий вывод: Киеву и Тбилиси дан "зеленый свет" для вступления в западный военно-политический блок. Когда именно? В этом вопросе конгрессмены старательно избегают конкретики. В документе содержится весьма туманная формулировка "своевременное вступление в НАТО".
Но в справке, подготовленной 9 марта 2007 года бюджетным управлением конгресса США, содержится определенный намек. Дело в том, что Киеву и Тбилиси, помимо декларативной отмашки, решением конгресса выделяется финансовая помощь из американского бюджета. Средства поступят в рамках программы "Содействие в сфере безопасности", которая распространяется на все страны-кандидаты в процессе их приема в НАТО. Сейчас это, помимо Грузии и Украины, Хорватия, Албания и Македония. Бюджет программы утвержден на пятилетний срок. В 2008 году всей пятерке кандидатов будет выделено в общей сложности 12 млн. долларов. А на 2009 2012 годы заложена прогнозная смета в размере 30 млн.
Таким образом, ближайший срок для реализации нового этапа расширения НАТО 2013 год. / Новые Известия, 28 марта 2007/

30 марта

Грузия может вступить в НАТО до достижения окончательного урегулирования конфликтов, заявил в пятницу вечером на итоговой пресс-конференции в Тбилиси прибывший накануне с визитом в грузинскую столицу замгоссекретаря США Метью Брайза.
"После того, как Грузия покажет, что продвижение реформ в стране стало необратимым, и твердо и четко продемонстрирует выбранный ею путь на решение территориальных конфликтов мирным путем, это убедит страны альянса, что она заслуживает членство в этой организации", - отметил высокопоставленный американский дипломат.
"На встречах в Тбилиси мы обсуждали реформы в политической, правовой и судебной сферах. В этом направлении Грузия осуществила отличную работу после "Революции роз", - заметил Брайза.
Как передает агентство "Новости-Грузия", развитие этих реформ, по его словам, "обязательно для того, чтобы заверить страны НАТО в том, что Грузия четко следует выбранному пути". "Но путь еще долог", - считает замгоссекретаря.
Отвечая на вопросы журналистов, замгоссекретаря заметил, что "26 стран НАТО должны дать свое согласие на вступление Грузии в НАТО, а те страны, которые не являются членами НАТО, не смогут наложить вето на желание Грузии вступить в альянс". Замгоссекретаря США также поблагодарил руководство Грузии за то, что оно решило увеличить свой контингент в Ираке на 800 человек. "Грузинский контингент отличается дисциплинированностью и добросовестным несением службы", - отметил он. / РИА Новости, 30 марта 2007/

Миротворчество

09 марта

Грузия объявила о значительном увеличении воинского контингента в Ираке. Если раньше на Ближнем Востоке проходили службу 850 военнослужащих из бывшей советской республики, то в течение этого года их число должно увеличиться до 2000.
Как сообщает (с) Associated Press, соответствующее заявление распространило посольство Грузии в США. В обращении делается акцент на то, что таким образом Тбилиси подчеркивает свое стремление участвовать в операциях НАТО.
"Мы считаем, что этот год станет решающим в процессе стабилизации в Ираке", - заявил на эту тему президент республики М. Саакашвили. По его словам, Грузия намерена сделать "все возможное, чтобы помочь иракскому народу и коалиционным партнерам в обеспечении стабильности, мира и свободы в Ираке".
Таким образом, Грузия стала единственной страной, согласившейся с планами Джорджа Буша увеличить военный контингент на Ближнем Востоке. В последние месяцы американская администрация в основном сталкивалась с нежеланием союзников продолжать выполнение обязательств по поддержанию порядка в Ираке.
В частности, о решении сократить военный контингент на 1600 человек объявила Великобритания, а Дания и Литва заявили о намерении прекратить свое участие в операции.
Ранее Тбилиси заявил о намерении принять активное участие в военной операции НАТО в Афганистане. Пока грузинский контингент в этой стране составляет 100 человек. /РосБизнесКонсалтинг, 09 марта 2007/

17 марта

Болгария увеличит свое военное присутствие в Афганистане. Сейчас около 80 болгарских военных несут службу в составе Международных сил содействия безопасности (ISAF), возглавляемых НАТО. В июне 2007г. численность болгарского контингента в Афганистане возрастет на 335 человек.
Как говорится в заявлении правительства Болгарии, подразделение из 200 военнослужащих будет обеспечивать безопасность аэропорта в г. Кандагар на юге Афганистана. Этот район страны считается одним из самых проблемных с точки зрения безопасности. Еще 120 солдат и 15 офицеров будут дислоцированы в афганской столице, Кабуле, передает Associated Press.
Ранее об отправке дополнительных подразделений в Афганистан заявила Великобритания. Лондон объявил, что контингент вырастет на 1,4 тыс. и достигнет 7,7 тыс. военнослужащих. Войска стран НАТО в этой стране на данный момент насчитывают порядка 35 тыс. человек.
Отметим, что в вопросе об увеличении численности контингента в Афганистане мнения членов Североатлантического альянса расходятся. Главные сторонники названной точки зрения - США, Канада и Великобритания. Негативно настроены Германия и Франция. Оптимизм сохраняет лишь генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, который выразил надежду, что страны альянса все-таки согласятся увеличить 35-тысячную группировку в Афганистане.
В последнее время ситуация в Афганистане становится все более нестабильной. Одним из характерных примеров тому является взрыв у американской военной базы Баграм во время визита на нее вице-президента США Дика Чейни 27 февраля с.г. В результате атаки террориста-самоубийцы из "Талибана" погибли не менее 20 человек. Ранее группировка обещала НАТО в течение этого года атаки более 10 тысяч смертников. Поэтому помощь союзников по альянсу для США и Британии, чьи войска составляют основу контингента, может оказаться кстати. /РосБизнесКонсалтинг, 17 марта 2007/

25 марта

Новая резолюция Совета Безопасности ООН не подразумевает возможности военного пути решения иранской "ядерной проблемы". "Решение СБ основано на 41 пункте 7 главы устава ООН, который не допускает военного вмешательства", - говорится в тексте резолюции.
При этом Совбез не только запретил экспорт вооружений из Ирана, но и призвал другие государства "проявлять особую осторожность и сдержанность" при поставках оружия в Иран, передает (с) Reuters.
Резолюция запрещает государствам и международным финансовым организациям заключать с Тегераном новые договоры о предоставлении экономической помощи и кредитов на льготных условиях, за исключением случаев выделения этих средств на гуманитарные программы.
В случае выполнения Ираном требований резолюции санкции будут сняты, однако если Тегеран вновь проигнорирует требования СБ ООН, будут приняты новые меры. 24 марта с.г. Совет Безопасности ООН единогласно принял новую резолюцию по Ирану. Кроме перечисленных мер она также подразумевает заморозку средств 28 лиц и организаций, которые участвуют в разработке иранской ядерной программы и около трети которых связаны с армией Ирана.
Реакция Ирана на резолюцию оказалась предсказуемой. Министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки, комментируя принятие новой резолюции, заявил, что международное давление и запугивание не изменит политику Тегерана в области ядерных технологий. При этом он отметил, что "Иран не заинтересован в конфликте и не претендует на что-либо, кроме уважения своих неотъемлемых прав".
"Приостановка обогащения урана - это не выход", - заявил глава иранского МИД. По его словам, "решение Совета Безопасности ООН, который пытается добиться, чтобы Тегеран приостановил разработку своей мирной ядерной программы, является грубым нарушением устава ООН".
Между тем Европейский союз (ЕС) продолжает надеяться на решение иранской ядерной проблемы дипломатическим путем, заявил верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. По его словам, Евросоюз собирается приложить "все усилия, чтобы решить этот вопрос с помощью переговоров". "В связи с этим некоторые страны попросили меня встретиться с секретарем Высшего совета по национальной безопасности Ирана Али Лариджани для обсуждения возможности проведения подобных переговоров", - сообщил Х.Солана в заявлении, опубликованном после голосования Совета Безопасности ООН по проекту резолюции по Ирану./РосБизнесКонсалтинг, 25 марта 2007/

Косово

05 марта

План спецпредставителя ООН Мартти Ахтисаари по косовскому урегулированию, официально именуемый Всеобъемлющее предложение по урегулированию статуса Косово, подвергнут критике в целом ряде стран. Как подметили многие комментаторы, хотя во внесенных предложениях нет слова независимость, на деле речь идет о поэтапной, сначала контролируемой, а затем и полной независимости сербского края. По сути, бывший финский президент предлагает аннексировать солидную часть территории суверенного государства с помощью невоенных средств.
Первой с критическими замечаниями, как и ожидалось, выступила Сербия, утрата для которой края Косово а это примерно 15% ее территории означала бы новый серьезный удар по ее национальному и международному престижу. Ведь сегодня мировое сообщество безоговорочно признает ее государственную границу, а сама страна является полноправным членом ООН.
Уже 2 февраля, ознакомившись с предложениями Ахтисаари, сербское руководство дало на них однозначно негативный ответ. Белград продолжает стоять на том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии, а все попытки оторвать край от нее квалифицируются как нарушение Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и других международных соглашений.
16 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подверг критике навязчивую идею западных партнеров, как он выразился, скорее внести в Совет Безопасности ООН резолюцию, которая одобрила бы разработанный план. Мы сможем рассмотреть такое предложение только тогда, когда поймем, что этот план или его модификация являются предметом согласия между Приштиной и Белградом, сказал Лавров.
Сомнения в адрес адекватности схемы косовского урегулирования, выдвинутой Ахтисаари, прозвучали и в тех странах, где есть проблема самопровозглашения отдельных районов независимыми территориальными образованиями или присоединения их к другим государствам (Великобритания, Испания, Италия, Кипр, Румыния и другие). Независимость в обход СБ ООН
Во всеобъемлющем предложении Ахтисаари предусмотрены не только формальные атрибуты независимого государства (герб, гимн и флаг), но и действующие самостоятельно от Сербии центральные органы власти и управления, независимая судебная система, национальные вооруженные силы, силы безопасности, полиция и спецслужбы, в том числе разведывательные органы.
Из документа видно, что независимость Косово может быть провозглашена и без участия СБ ООН на тот случай, если кто-то наложит вето на проект новой резолюции по Косово взамен действующей резолюции 1244. Независимость, по замыслу Ахтисаари, может быть достигнута путем принятия новой Конституции края квалифицированным большинством в 2/3 депутатов местного парламента, где албанцы имеют подавляющее число голосов.
Шагом, свидетельствующим о готовности отделить Косово от Сербии, является предложение Ахтисаари определить доли погашения внешнего долга Сербии между Белградом и Приштиной. Стоит добавить, что с января 2002 года официальной денежной единицей края является евро. Это также должно было создать финансовую основу для продавливания косовской независимости. И это в условиях, когда новые члены ЕС вынуждены ждать еще несколько лет до получения разрешения на вхождение в еврозону!
С другой стороны, в документе спецпосланника крайне сомнительными выглядят права и свободы, обещанные нацменьшинствам. Если они активно нарушались в течение восьми последних лет при значительном международном присутствии в лице ООН, ЕС, ОБСЕ и НАТО (а это свыше 22 тыс. чел.), то где гарантия того, что в случае положительного решения вопроса о независимости эти права будут соблюдаться? Аналогичная ситуация, похоже, сохранится и в отношении создания необходимых условий для возвращения беженцев и перемещенных лиц. После 1999 года это в основном сербы. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, в край вернулись немногим более 6% из 226 тыс. лиц, подпадающих под указанную категорию. В документе Ахтисаари нет ни слова о свободе передвижения по территории края нацменьшинств, которые заперты в 33 анклавах. Военнослужащие КФОР, расходующие две трети оперативного времени на собственную охрану, не в состоянии обеспечить им надлежащее эскортирование к учреждениям здравоохранения, образования и т.д.
План обходит стороной такие вопросы, как борьба с безработицей (а она составляет 70%), прекращение использования края в качестве основного транзитного пункта переправки наркотиков в Европу (по данным Интерпола, через Косово доставляется до 90% наркотиков). Замалчивается и проблема незаконно находящегося в крае оружия (около 500 тыс. стволов).
В предложениях спецпосланника ООН ничего не сказано о состоянии выполнения 110 косовских стандартов (свода задач по проведению административно-политических и социально-экономических преобразований), утвержденных несколько лет назад. Страны, выступающие за предоставление Косово независимости, публично признают факт реализации лишь половины из 13 наиболее приоритетных стандартов, да и то с большой натяжкой.
Из разъяснений Ахтисаари видно, что Косово может быть наделено статусом независимого государства через 13 месяцев после вступления в силу всеобъемлющего предложения. Этот план не несет в себе никаких компромиссных развязок, хотя на это не раз обращали внимание представители всех стран, задействованных в урегулировании. /Независимая газета, Дипкурьер, Владимир Козин, 05 марта 2007/

19 марта

После провала 10 марта переговоров по окончательному статусу Косово спецпредставитель ООН Мартти Ахтисаари объявил о передаче данного вопроса на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Предложения Ахтисаари по Косово, на базе которых и шли переговоры с участием Сербии и косовских албанцев, поступят в СБ ООН до конца марта. В документах Ахтисаари предлагается предоставить Косово ограниченный суверенитет. По замыслу спецпредставителя ООН, новое государственное образование будет находиться под международным военным и гражданским контролем (НАТО, Евросоюз, ОБСЕ) и одновременно иметь право заключать международные соглашения и вступать в международные организации, равно как иметь собственную Конституцию, гимн и герб, а также армию, судебную систему и различные органы власти. Стоит обратить внимание, что Ахтисаари в последней версии своего плана упростил механизм принятия будущей Конституции Косово, что позволит решить вопрос о самопровозглашении независимости Косово в будущем парламенте, где обеспечено гарантированное большинство этнических албанцев. Сербию беспокоит, что в обновленном документе не были отражены ее принципиальные возражения против предоставления краю любой формы независимости.
В актуализированном плане оставлен практически без изменений контрольно-имплементационный механизм, предназначенный для его реализации. Участие в этом механизме Сербии как страны, которая по определению должна являться прямой участницей договоренностей, или России как государства, чей представитель входит в Контактную группу по Косово, четко не просматривается. Предполагаемый международный контрольно-управленческий механизм будет многослойной структурой. Верховным управляющим края станет Международный гражданский представитель, который будет одновременно являться Специальным представителем ЕС, назначаемым Международной руководящей группой, состоящей из ключевых международных участников.
Международный гражданский представитель будет располагать наднациональными функциями. Например, он будет наделен правом утверждения новой Конституции Косово, которую разработает Конституционная комиссия в составе 21 человека и которую должен принять парламент 2/3 голосов. Международный гражданский представитель одновременно будет считаться последней инстанцией в Косово в части, касающейся интерпретации гражданских аспектов всеобъемлющего урегулирования. Он также будет иметь не оговоренные специфические полномочия для принятия мер, необходимых для эффективного выполнения положений всеобъемлющего урегулирования и для осуществления контроля за их надлежащим выполнением. Он может корректировать или отменять решения, принимаемые органами власти и управления в Косово, если посчитает, что такие решения противоречат духу и букве всеобъемлющего урегулирования. Упоминавшаяся Международная руководящая группа может приостановить мандат этого представителя, если решит, что все положения всеобъемлющего урегулирования выполнены.
Международному гражданскому представителю будет придан специальный и подчиненный ему аппарат Международный гражданский офис, который, как предлагается, будет иметь примерно вдвое меньше сотрудников, чем нынешняя Миссия ООН (для справки: при ее формировании в 1999 году численный состав полицейских, пограничных и других специальных подразделений был определен в 3155 человек, без учета административного персонала).
Параллельно в Косово предполагается развернуть Миссию в рамках европейской политики в области безопасности и обороны. Она будет иметь полномочия осуществлять ограниченные функции исполнительного характера в области обеспечения верховенства закона, общественного порядка и безопасности. Предполагается включить в ее состав до 13001500 полицейских, специалистов в области юриспруденции (прокуроров, судей), таможенников, а также еще некоторое количество административно-технического персонала из стран членов ЕС и других государств с целью обеспечения ее деятельности. Данной миссией, как предлагает Ахтисаари, будет руководить Международный гражданский представитель в качестве Специального представителя Евросоюза. Таким образом, к его обозначенным выше полномочиям добавится еще одна функция.
Примечательно, что фактологическая справка о будущей гражданской миссии ЕС в Косово, подготовленная в Секретариате ЕС, предусматривает иной механизм назначения руководителя этой миссии, чем план Ахтисаари. Подготовка такой миссии началась задолго до завершения переговоров с участием Белграда и Приштины. Разработкой ее штатного расписания и функциональных обязанностей занимается созданная в апреле прошлого года специальная Группа планирования ЕС по Косово, мандат которой недавно был продлен до мая 2007 года.
Громоздкость контрольно-управленческого механизма будет отягощена подключением к нему еще и ОБСЕ, которая через обширную сеть своих полевых офисов должна будет наблюдать за ходом реализации всеобъемлющего урегулирования. На КФОР (многонациональные силы для Косово) по-прежнему намечается возложить задачу по обеспечению безопасности и стабильности, осуществлению контроля за силами безопасности, а также организацию охраны заранее определенных мест культа Сербской православной церкви (но лишь на начальном этапе реализации всеобъемлющего урегулирования).
Ахтисаари полагает возможным предоставить Косово только четырехмесячный переходный период, который начнет отсчитываться после вступления в силу плана всеобъемлющего урегулирования. В этот период времени Миссия ООН сохранит свои полномочия на основе резолюции 1244 СБ ООН. Спустя девять месяцев (неясно, то ли после вступления в силу всеобъемлющего урегулирования, то ли после завершения переходного периода в разных частях схемы урегулирования прописано по-разному) намечается проведение парламентских и муниципальных выборов.
Главным элементом новой резолюции СБ ООН, которая будет призвана заменить резолюцию 1244, станут положения, открывающие дорогу к контролируемой, а затем и к полной независимости Косово. Новая резолюция, скорее всего, будет составлена путем включения в ее текст нечетких политических формулировок, допускающих двоякое толкование, что позволит обеспечить ее гладкое прохождение в Совбезе ООН./Независимая газета, Дипкурьер, Владимир Козин, 19 марта 2007/

19 марта

19 марта Совбез ООН рассмотрел отчет Иохима Райкера, шефа миссии Объединенных Наций в крае Косово и Метохия. По мнению немецкого дипломата, ситуация с соблюдением прав человека в Косово неуклонно улучшается, а имеющиеся недочеты вполне могут быть устранены в ближайшее время. По мнению же представителя сербской стороны Санды Рашкович-Ивич, ни о каком прогрессе речи не идет по ее данным, лишь за последние три месяца зафиксировано 56 инцидентов на национальной почве.
Примечательно, что с мнением г-жи Рашкович-Ивич фактически согласился госдеп США. В выпущенном накануне заседания СБ ООН бюллетене о соблюдении прав человека сообщается, что ситуация со свободой перемещения, возвращением беженцев и личной безопасностью представителей этнических меньшинств в крае остается неудовлетворительной. Кроме того, американские дипломаты отметили, что продолжается снижение числа возвращающихся в Косово беженцев, а количество нападений на тех, кто вернулся, возросло по сравнению с 2005-м./Новые Известия, 20 марта 2007/

28 марта

Европейский союз (ЕС) намерен в течение трех лет вложить 2 млрд долл. в восстановление экономики Косово, после того как край, формально входящий в состав Сербии, получит независимость.
Об этом говорится в опубликованном докладе представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы и комиссара по расширению ЕС Олли Рена.
Согласно докладу, потребность Косово во внешнем финансировании в настоящее время составляет 1,3-1,5 млрд евро (1,7-2 млрд долл.), и предполагается, что эта сумма будет покрыта за счет средств ЕС, денежных поступлений из США, а также финансовых организаций и других доноров. С просьбой о вложении денег в Косово руководство ЕС планирует обратиться к входящим в него странам на заседании министров иностранных дел, которое состоится в немецком г. Бремене 30 марта с.г., передает Reuters.
Х. Солана и О. Рен прогнозируют, что после обретения независимости экономическая ситуация в Косово будет стремительно улучшаться. По их словам, если руководство края сможет предоставить реалистичные планы расходов средств, то в течение нескольких недель после одобрения Совбезом ООН плана по предоставлению независимости Косово может быть организована донорская конференция.
Ранее постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин предложил направить миссию Совета Безопасности в столицу Сербии, а также в административный центр края Косово. Целью является оценка ситуации на месте, прежде чем Совбез примет решение о будущем Косово, формально входящего в состав Сербии. Российский дипломат считает необходимым дать оценку исполнению резолюции Совбеза номер 1244. Документ был принят в 1999г., когда после натовских бомбардировок Югославии управление Косово перешло к ООН. По словам В.Чуркина, необходимо оценить исполнение резолюции, прежде чем рассматривать предложение спецпредставителя генсека ООН по Косово Мартти Ахтисаари.
Посол России в ООН также выразил несогласие с мнением М.Ахтисаари о том, что переговоры по косовской проблеме себя исчерпали. В.Чуркин уверен, что обсуждения должны быть продолжены./РосБизнесКонсалтинг, 28 марта 2007/

ПРО

02 марта

Европейский союз (ЕС) не собирается участвовать в проекте США по установке системы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе, заявил комиссар по внешней политике и безопасности ЕС Хавьер Солана.
Однако при этом он подчеркнул, что страны Евросоюза могут самостоятельно принимать решение о сотрудничестве с Вашингтоном в этой области. "Мы, как европейцы, не заинтересованы в установке подобной системы", - заверил он в ходе встречи с главами оборонных ведомств стран Евросоюза.
Х. Солана также сказал, что ЕС сомневается в существовании угрозы нападения на страны Европы с использованием баллистических ракет, передает (C) Associated Press. В свою очередь министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг заявил, что НАТО и Россия должны обсудить вопрос размещения американской системы ПРО в Восточной Европе.
При этом Х.Солана и глава немецкого Минобороны отметили, что для ЕС важно сохранять хорошие отношения с Москвой. "Взаимоотношения между Евросоюзом и Россией должны быть дружественными. РФ расположена рядом с нами", - сказал Х.Солана в завершение своей речи.
Как известно, Вашингтон намерен установить на территории Польши 10 систем ракетных перехватчиков. В соседней Чехии США планируют разместить радиолокационную установку. 24 февраля с.г. польское правительство официально уведомило посольство США в Варшаве о своем согласии начать переговоры по ПРО.
Официальная Прага еще не приняла окончательного решения по этому вопросу. Вместе с тем стало известно, что США намерены установить радар и на Кавказе в рамках плана по размещению системы ПРО в Западной Европе. Такое заявление сделал официальный представитель Министерства обороны США генерал-лейтенант Генри Оберинг. /РосБизнесКонсалтинг, 02 марта 2007/

02 марта

США могут разместить систему противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе без согласия НАТО, заявил глава отдела ПРО Пентагона генерал-лейтенант Генри Оберинг. "Для нас важна поддержка и понимание со стороны НАТО. Однако мы не нуждаемся в согласии стран блока", - подчеркнул он.
В то же время Г. Оберинг сообщил, что США располагают данными о наличии у Ирана ракет, способных долететь до территорий некоторых из стран НАТО, передает (с) Reuters. "Мы действительно считаем, что необходимо принять срочные меры по защите от этой опасности", - сказал он.
При этом Г. Оберинг сказал, что Вашингтон заинтересован в переговорах с Москвой относительно размещения ПРО в Восточной Европе и, в случае согласия со стороны Польши и Чехии, российские специалисты смогут посетить территории, где размещены американские радары и системы уничтожения ракет в этих странах. "Мы готовы открыть наши объекты в Польше и Чехии для русских", - заверил он.
Ранее Г.Оберинг также сообщил, что США заинтересованы в установке радара "где-нибудь на Кавказе" в рамках плана по размещению ПРО в Восточной Европе. При этом он добавил, что установкой системы ПРО, скорее всего, займется аэрокосмический концерн Boeing Co.
По заверениям США, размещение ПРО в Европе должно защитить регион от возможной агрессии со стороны Ирана и КНДР. Однако Россия не сомневается, что Америка преследует иные цели. Поэтому Москва крайне негативно относится к инициативе Вашингтона./РосБизнесКонсалтинг, 02 марта 2007/

09 марта

Планы США разместить элементы системы противоракетной обороны (ПРО) США в Восточной Европе могут возобновить прежнюю разобщенность между европейскими странами, заявил сегодня президент Франции Жак Ширак.
"Необходимо действовать предусмотрительно, чтобы не допустить создания нового разделения в Европе. План США поднимает ряд вопросов, которые нужно обдумать", - заявил сегодня французский президент после саммита Евросоюза в Брюсселе.
План США по размещению элементов системы ПРО уже вызвал разногласия среди стран - членов ЕС. Ранее Чехия отклонила критику в свой адрес о проведении переговоров с США, после того как Люксембург высказал опасения, что размещение американской системы ПРО в Восточной Европе может испортить отношения с Россией. /РосБизнесКонсалтинг, 09 марта 2007/

14 марта

Нижняя палата парламента Чехии отклонила предложенный оппозицией законопроект по вопросу о размещении на территории республики объектов американской системы противоракетной обороны (ПРО).
Как передает Associated Press, с соответствующим предложением выступили социалисты и коммунисты, являющиеся противниками размещения американской ПРО. Социологические опросы показывают, что в случае проведения референдума успех в данном вопросе был бы на стороне левых.
Однако данная инициатива была отвергнута большинством депутатов. Против выступили социал-демократы (из партии действующего главы правительства Мирека Тополянека), а также христианские демократы и "зеленые".
Планы Пентагона вызвали не только резко негативную реакцию России, но и критику ряда европейских стран, а также представителей НАТО. Так, канцлер Германии Ангела Меркель призвала к "открытой дискуссии" с Россией по этому вопросу, а генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что предложение США о размещении "ракетного щита" в Восточной Европе может привести к расколу в альянсе. /РосБизнесКонсалтинг, 14 марта 2007/

14 марта

Украина не будет предоставлять свою территорию для размещения объектов американской системы противоракетной обороны.
Такое мнение в интервью РБК высказал представитель украинского оборонно-промышленного комплекса, комментируя проходящие в Киеве переговоры делегации Агентства по ПРО США с украинскими властями.
По его словам, речь идет только о возможном использовании потенциала украинских институтов и предприятий ВПК при разработке элементов ПРО или проведении исследований по этому направлению. При этом такие услуги Киев предлагает как США, так и России, выступившими гарантами безопасности Украины после решения страны добровольно отказаться от третьего в мире ядерного потенциала.
Эксперт отметил, что Украина так и не получила помощи, которую Москва и Вашингтон обещали Киеву за отказ от ядерных амбиций, поэтому использование механизма размещения заказов по тематике ПРО на украинских предприятиях может рассматриваться как выполнение странами-гарантами своих обещаний перед Украиной. Вопрос использования потенциала украинского ВПК будет подниматься на переговорах с делегацией Агентства по ПРО США, считает специалист.
Комментируя другую тему переговоров - размещение объектов ПРО США в Чехии и Польше, представитель украинского ВПК отметил, что споры по этому вопросу можно было бы снять, если бы американская система ПРО была бы трансформирована в общеевропейскую с участием РФ и Украины. По словам эксперта, Россия не раз давала понять, что передача юрисдикции создаваемой американской системы ПРО от США НАТО смягчила бы российскую позицию. Специалист подчеркнул, что на украинской территории уже размещаются объекты, которые можно включать в общеевропейскую ПРО.
Делегация американских военных экспертов прибыла в Киев накануне с двухдневным визитом, в ходе которого она, по словам и.о. министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, должна "прояснить свою позицию" по вопросу размещения ПРО в Восточной Европе./РосБизнесКонсалтинг, 14 марта 2007/

19 марта

НАТО следует обсудить, представляет ли Иран настолько серьезную угрозу безопасности, чтобы можно было считать оправданным размещение системы противоракетной обороны (ПРО) США на территории Восточной Европы.
С таким заявлением выступил официальный представитель правительства Германии Ульрих Вильгельм. По его словам, странам - членам Североатлантического блока нужно понять, есть ли необходимость в укреплении уже действующей в Европе системы безопасности, в том числе противоракетной.
Германия стала одной из немногих европейских стран, выступивших с открытой критикой намерений Вашингтона разместить объекты ПРО в Польше и Чехии. Последнее громкое заявление на этот счет озвучил лидер правящей Социал-демократической партии Германии Курт Бек. По его словам, американский "ядерный зонтик" не только не защитит, но и может сам стать угрозой безопасности европейцев. Он также призвал Европейский союз объединиться против амбиций Белого дома по расширению зоны действия своей ПРО.
Более осторожно высказалась по этой проблеме канцлер ФРГ Ангела Меркель. В частности, она призвала к "открытой дискуссии" с Россией по вопросу размещения в Восточной Европе элементов ПРО.
Отметим, что глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер встречается в Вашингтоне с госсекретарем США Кондолизой Райс. Ожидается, что одной из главных тем станет ядерная программа Ирана, угрозой от которого Вашингтон и объясняет необходимость размещения систем ПРО в Восточной Европе. /РосБизнесКонсалтинг, 19 марта 2007/

19 марта

В Европе началась неделя торжеств по случаю 50-летия Римского договора, который положил начало Европейскому союзу. Главный Праздник Европы выпал на долю Германии как председательствующей в этом полугодии в сообществе.
Политическим апогеем торжеств станет подписание Берлинского заявления по случаю полувекового юбилея Римского договора. Это должна быть совместная декларация Совета ЕС, его брюссельской Комиссии и Европарламента. Как поведала Ангела Меркель, документ воздаст должное достигнутому за 50 лет, обрисует ценности, объединяющие 27 стран, а также основные цели на будущее. В частности, среди них будет упомянуто стремление обрести совместный курс в области внешней политики и безопасности. Но уже точно известно, что в Берлинском заявлении при описании задач будущего придется обойтись без термина Конституция
Плановый саммит ЕС, состоявшийся 8 и 9 марта в Брюсселе, выделялся двумя обстоятельствами. Это была встреча в верхах с полноправным участием двух новичков Румынии и Болгарии, то есть уже всех 27 государств членов ЕС. А во-вторых, она прошла не в пример многим предшествующим на удивление спокойно. Споры были, но в целом общий знаменатель был найден. Сказалась немецкая режиссура, которая не могла допустить неудачи саммита накануне юбилея Римского договора. Но еще существеннее, что немецкая дипломатия выбрала для саммита, пожалуй, единственную тему с максимальными шансами на консенсус. Это экология, а точнее защита атмосферы от вредных выбросов горения, грозящих изменением климата.
В итоге в Брюсселе было принято решение, согласно которому Евросоюз должен к 2020 году увеличить в энергобалансе долю возобновляемых источников энергии на 20% и в том же объеме сократить выброс в атмосферу отработанных газов, вызывающих парниковый эффект. Но насколько эти задания будут выполнимы для отдельных стран ЕС, с одной стороны остается определить, а с другой подвергается большому сомнению. Тем не менее, Ангела Меркель, которая председательствовала на саммите, называет это историческим решением. Бундесканцлерин намеревается продолжить эту тему на летнем саммите G-8 в Хайлигендамме.
На брюссельском саммите не были открыто подняты многие важные вопросы внешней политики и безопасности. Наиболее острым вопросом сегодняшней Европы является план США, предусматривающий размещение элементов своей системы противоракетной обороны в Польше и Чехии и грозящий нарушением стратегического баланса на континенте. Официально возникшую проблему на брюссельском саммите не затрагивали, хотя он собрался уже в разгар дипломатических, политических и общественных дискуссий по поводу плана США. И только на заключительных пресс-конференциях были сделаны скупые заявления.
Президент Франции Жак Ширак предупредил в Брюсселе в связи с планом США: Мы должны быть очень осторожны в поддержке новой разделительной линии в Европе или возвращения к порядкам прошлого. Немцы же, по словам федерального канцлера Меркель, предпочитают решение в рамках НАТО, а также открытый разговор об этом с Россией.
Некоторые участники были явно разочарованы тем, что на саммите не состоялось всестороннего диспута по этой проблематике. Главный люксембургский дипломат Жан Ассельборн потребовал, чтобы ЕС занял самостоятельную позицию в вопросе об американской НПРО в Европе. Он считает, что эту тему не следует делать прерогативой НАТО и что она должна быть частью повестки дня самое позднее в конце марта, когда в Бремене состоится неформальная встреча министров иностранных дел государств ЕС.
Подходы членов ЕС по проблематике ПРО существенно разнятся. Одни поддерживают американский план, другие отвергают, третьи ищут неких компромиссных решений. Но что касается европейских настроений, то бывший американский посол в ФРГ Джон Корнблум признает: Общественное мнение повсюду в Западной Европе упрекает американцев в том, что они провоцируют русских своим проектом. Так что скорее всего этой темы не избежать и при общении глав государств и правительств ЕС, когда они соберутся в конце этой недели в Берлине на неформальную встречу по поводу юбилея Римского договора. /Независимая газета, Дипкурьер, 19 марта 2007/

20 марта

В немецком правительстве назревает разлад. Причиной перепалки между входящими в правящую коалицию христианскими демократами и социал-демократами стала перспектива размещения американского ракетного щита в Польше и Чехии. Канцлер Ангела Меркель потребовала передать проект ПРО в компетенцию НАТО. Тем самым она пожурила не столько заокеанских партнеров за "единоличные шаги", сколько самих европейцев за их неспособность достичь консенсуса в вопросе повышения роли НАТО. В Варшаве Ангеле Меркель даже удалось привлечь на свою сторону польского президента Леха Качиньского.
А в очередном выпуске влиятельной консервативной газеты "Франкфуртер альгемайне" была опубликована статья главы МИД Германии Франка Вальтера Штайнмайера с резкой критикой американских планов создания системы ПРО. Произошло это в тот самый день, когда министр, представляющий страну, председательствующую в текущем полугодии в Евросоюзе, вылетал с рабочим визитом в Вашингтон для подготовки саммита ЕС-США, который намечен на 30 апреля в американской столице.
Столь неожиданная информационная подготовка визита г-на Штайнмайера не оставила сомнений в том, что на его переговорах в США проблема ракетного щита займет одно из ведущих мест. /Время новостей, 20 марта 2007/

28 марта

Администрация Джорджа Буша выступает за подключение НАТО к разработке архитектуры американской противоракетной обороны (ПРО), заявил журналистам в Вашингтоне заместитель госекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид.
"Двухсторонние системы, которые США готовится обсуждать с поляками и чехами, только выиграют, если будут интегрированы с национальными системами и соединены с некоей системой, интегрированной с НАТО", - отметил дипломат, сразу же оговорившись, что по данному вопросу "еще рано обсуждать конкретные детали".
"Я ни о чем не объявляю, но в целом американская точка зрения на пути продвижения вперед включает, безусловно, определенную роль для НАТО", - сказал Фрид.
При этом он подчеркнул, что США по вопросу о ПРО "будут рады" продолжить обсуждение с Россией, в том числе для того, чтобы рассеять обеспокоенность российской стороны.
Выступивший вместе с ним перед журналистами глава Агентства по противоракетной обороне генерал-лейтенант Генри Оберинг в этой связи разъяснил, что в контактах с российской стороной американское военное ведомство "открыто к сотрудничеству по ПРО в широком смысле на любом уровне" и считает перспективными направлениями "обмен данными радаров", а также в дальнейшем "взаимодействие систем и обмен технологиями".
Оберинг при этом не исключил даже возможности того, что элементы американской ПРО могли бы быть размещены на российской территории. "Техническая возможность для этого, безусловно, имеется, и мы бы приветствовали подобные переговоры с русскими", - заявил генерал. /РИА Новости, Аркадий Орлов, 28 марта 2007/

28 марта

Россия должна найти адекватный ответ на возможное размещение элементов американской системы ПРО в Чехии, считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал Василий Ключенок.
Он напомнил, что когда шла речь о приеме в НАТО бывших стран социалистического лагеря, руководство альянса заверяло Россию, что на территории этих государств не будут размещаться стратегические военные элементы. "Сейчас все отыгрывается в иную сторону, и обещания не выполняются", - сказал Ключенок.
"Я убежден в одном - оставлять без внимания подобные шаги просто так нельзя", - подчеркнул сенатор.
Чешское правительство согласилось с предложением Вашингтона о начале переговоров по размещению радара ПРО США.
В чешской ноте содержатся условия, "на которых мы согласны размещать радар", сказал Тополанек. Он подчеркнул, что речь идет о документе (ноте), который является скорее "политической декларацией".
"Мы информируем американскую сторону о том, что Чешская республика будет прилагать усилия к включению радара (ПРО США) в будущую архитектуру противоракетной обороны Североатлантического альянса", - сказал премьер. Содержание чешской ноты будет рассекречено в течение 48 часов после передачи самой ноты американской стороне. При этом премьер отметил, что рассекретить содержание ноты, не означает обнародовать ее текст.
Переговоры будут начаты в самое ближайшее время и продлятся приблизительно до конца текущего года, сказал журналистам заместитель министра обороны Чехии Мартин Бартак.
Правительство США официально попросило Чехию начать переговоры о размещении радара ПРО в январе 2007 года. Чешская оппозиция требует проведения референдума по данному вопросу.
В чешском поселке Трокавец (Trokavec) с населением всего около 100 человек, в непосредственной близости от которого предполагается разместить американскую базу, 17 марта прошел местный референдум о размещении радара системы противоракетной обороны США. Жители практически единогласно высказались против американского военного присутствия.
Соединенные Штаты рассматривают возможность размещения элементов ПРО в Польше и Чехии (третий позиционный район) в рамках создания системы противоракетной обороны государства. Стоимость строительства европейской части системы в течение ближайших пяти лет оценивается в $1,6 миллиарда. /РИА Новости, 28 марта 2007/

28 марта

Польша не намерена проводить переговоры с НАТО по вопросу размещения на польской территории базы противоракетной обороны (ПРО) США, заявил шеф бюро Совета национальной безопасности Владыслав Стасяк (Wladyslaw Stasiak).
"Не будет переговоров с НАТО, потому что не НАТО внесло предложение по этому вопросу (разместить элементы системы ПРО)", - сказал Стасяк в интервью Польскому радио в среду.
По словам Стасяка, переговоры о размещении ПРО будут проводиться с Соединенными Штатами при одновременных консультациях с Чехией (где планируется разместить радарную часть ПРО).
Шеф бюро Совбеза Польши заверил, что переговорный процесс по базе ПРО между Варшавой и Вашингтоном будет проводиться в контексте усиления безопасности Польши. Премьер-министр Польши Ярослав Качиньский считает, что размещение в Польше американской базы ПРО даст Варшаве гарантию того, что Польша уже не будет находиться в сфере влияния России. "Речь идет о статусе Польши и российских надеждах на то, что Польша снова окажется в сфере влияния Москвы", - сказал Качиньский 20 февраля в интервью Польскому радио.
По его словам, с момента установки базы противоракетной обороны шансы на влияние России "как минимум на несколько десятилетий резко снижаются"./РИА Новости, Леонид Свиридов, 28 марта 2007/

29 марта

Россия призывает провести расширенные консультации по вопросу о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Считаю важным, что тема (расширение системы ПРО США в Европе) является настолько важной для всех европейцев, что соответствующие консультации необходимо провести в более широком формате. Рассчитываю, что старт этому будет дан в следующем месяце, когда тема противоракетной обороны запланирована для обсуждения на Совете Россия-НАТО", - сказал Лавров в четверг на пресс-конференции в Москве после переговоров с главой МИД Португалии.
"Считаю важным также то, что та политическая воля, которую проявил президент США Джордж Буш в телефонной беседе с президентом Путиным, получит практическое воплощение в ходе этих консультаций", - добавил Лавров.
Буш в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил, что США будут проводить консультации с Россией по вопросам, касающимся расширения американской системы ПРО..
"Могу только поддержать предложение Буша, выдвинутое в беседе с Путиным, провести именно консультации по вопросам размещения элементов ПРО с тем, чтобы сообща понять степень угроз и рисков и сообща разрабатывать превентивные ответы на такие угрозы", - подчеркнул глава МИД РФ. /РИА Новости, 29 марта 2007/

Энергетическая безопасность

14 марта

У Евросоюза нет энергетической зависимости от России, есть взаимозависимость между ЕС и Россией. Такое мнение высказал премьер-министр Италии Романо Проди на пресс-конференции после встречи с Владимиром Путиным в городе Бари.
Оба лидера согласились с важностью укрепления отношений между ЕС и Россией. Они пришли к общему мнению о необходимости запуска механизма подготовки нового соглашения о стратегическом партнерстве ЕС - Россия. По мнению Р.Проди, новый документ должен быть более широким, в том числе и в вопросах энергетики.
Говоря о подписанных сегодня документах, он отметил соглашение об участии итальянской стороны в проекте по созданию среднемагистрального самолета SuperJet-100. По словам итальянского премьера, участие в этом проекте - хорошая возможность для России и Италии стать лидерами на высококонкурентном рынке гражданской авиации. "Вместе мы сможем осилить этот рынок", - полагает Р.Проди.
На пресс-конференции обсуждались и другие вопросы. В частности, Владимир Путин сообщил, что Россия продолжит оказывать посильное содействие международному сообществу в его действиях по восстановлению мира и стабильности в Афганистане, а Романо Проди сообщил о решении передать в собственность РПЦ православный храм Святого Николая в Бари.
В целом обе стороны отметили, что отношения между Россией и Италией развиваются динамично и поступательно. /РосБизнесКонсалтинг, 14 марта 2007/

14 марта

Европейская комиссия не возражает против планов Газпрома по приобретению нефтеперерабатывающих активов в Западной Европе. Такое заявление сделал сегодня генеральный директор антимонопольного отдела Еврокомиссии Филип Лове.
По его словам, подобные приобретения могли бы повысить надежность поставок российских энергоносителей в страны ЕС. Более того, покупка Газпромом нефтеперерабатывающих активов может существенно стимулировать конкуренцию в отрасли.
Впрочем, Ф.Лове подчеркнул, что "если Газпром приобретет активы в восточноевропейских странах и станет единственным поставщиком газа, это может создать серьезную проблему". Гендиректор антимонопольного отдела заявил, что ЕС в этом вопросе придерживается нейтральной позиции, сообщает (с) Reuters.
Стоит добавить, что уже на днях в Афинах должно быть подписано соглашение по строительству нефтепровода Бургас (Болгария) Александруполис (Греция), в котором России будет принадлежать доля в 51%. В число участников соглашения входят в том числе АК "Транснефть", НК "Роснефть" и "Газпром нефть". /РосБизнесКонсалтинг, 14 марта 2007/

21 марта

Азербайджан призывает страны Европейского союза (ЕС) покупать газ у Туркмении, несмотря на принятое ранее решение о прекращении торговых отношений с этой страной из-за нарушений прав человека, сообщает (с) Reuters со ссылкой на заявление заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова.
По его словам, покупка газа напрямую у Туркмении, а не через Россию, будет способствовать усилению энергетической безопасности ЕС. "Европейские нации приглашаются заключить пакт и войти в кооперацию с Туркменией. В результате, по моему мнению, можно будет говорить о возникновении новой группы интересов", - заявил А.Азимов журналистам по итогам встречи с европейскими официальными лицами. Он отметил, что если газ будет покупаться напрямую, то от этого "выиграет не только Туркмения, но и Европа, поскольку получит дополнительный источник энергии".
По словам азербайджанского дипломата, Европа сможет получать туркменский газ по транскаспийскому трубопроводу (проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию), который должен войти в эксплуатацию в 2008г.
Напомним, разговоры о неприемлемой зависимости Европы от энергоносителей, поступающих из России, активизировались после российско-белорусского нефтяного кризиса в начале 2007г. Тогда прозвучали тревожные мнения многих европейских политиков. В частности, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал действия России по прекращению поставок нефти в Европу через Белоруссию "недопустимыми" и "поднимающими реальную проблему надежности".
Глава Еврокомиссии отметил, что подобные действия России усиливают необходимость 27 членов ЕС "активно развивать общую внешнюю энергетическую политику и выступать единым фронтом по отношению к третьим странам". Такие тревожные заявления дают политикам некоторых стран почву для спекуляций на тему обеспокоенности Европы зависимостью от поставщиков энергоносителей и для некорректного продвижения на европейский рынок своих энергетический проектов, таких как транскаспийский трубопровод. /РосБизнесКонсалтинг, 21 марта 2007/

23 марта

Евросоюз - крупнейший экономический и политический партнер России. В свою очередь, мы выступаем ключевым поставщиком энергетического сырья в страны Объединенной Европы. В этом году исполняется 10 лет со времени вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС. Какой документ мы положим в основу наших отношений в 2008 году? И как дальше будет развиваться энергетический диалог между Брюсселем и Москвой?
Перебои с поставками газа на Украину, в Белоруссию и Грузию не могли не вызвать озабоченность у наших европейских партнеров. Все чаще среди них стали слышны призывы диверсифицировать импорт энергоресурсов в страны ЕС - "иначе Россия будет все с большей уверенностью использовать их как политический рычаг". Но это на уровне неформальных спекуляций. Политики говорят о другом. "Мы никогда не откажемся от российских нефти и газа, - заявил Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. - Нам с Россией никуда не деться друг от друга".
Сейчас мы возглавляем список стран - поставщиков природного газа в Евросоюз и находимся на втором месте по поставкам нефти и нефтепродуктов в ЕС. Доля российского импорта в Объединенную Европу составляет 25 процентов энергетического сырья, потребляемого странами союза. В нашем экспорте преобладают топливо и сырье, а в импорте в Россию из ЕС - готовые промышленные и потребительские товары. "И не нужно волноваться по поводу того, что мы стараемся диверсифицировать энергетический импорт, - призывают нас европейские политики. - Это обыкновенная мера для оздоровления экономики". В 2006 году был введен в эксплуатацию трубопровод Баку - Тбилиси Джейхан. Кроме того, ЕС намерен инвестировать 5,8 миллиарда долларов в постройку газопровода, который будет поставлять в Европу азербайджанский, туркменский, казахстанский и российский газ через территорию Грузии и Турции. /Известия, 23 марта 2007/

28 марта

Еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон совершил разведывательный вояж в Москву. Он преследовал две цели: отговорить Россию от членства в "газовой ОПЕК", и выяснить, как вести себя Евросоюзу перед лицом фактического отказа США дать политическое добро на присоединение России к ВТО.
Приватно - встреча с министром экономического развития и торговли Германом Грефом и ведущими членами РСПП. Публично - лекция на английском в "Шератоне", после которой опять же приватная "чашка кофе" с руководителем компании "Северсталь" Алексеем Мордашовым. Гость не жалел слов: создание второго ОПЕК "приведет к нестабильности на мировом рынке", "ЕС не заинтересована в создании такой организации, мы выступаем за прозрачный и прогнозируемый рынок газа, основанный на учете интересов как потребителей, так и поставщиков. Кулуарно европейцы были жестче: Россия может блокироваться с кем угодно, но "плохой выбор" резко повысит цену присоединения к ВТО, поставит под угрозу достижения рыночной экономики, да и саму демократию. Российская сторона, похоже, как-то не задумывались, что речь идет о столь глобальном выборе. Российские собеседники корреспондента "РГ" предпочитали говорить об ОПЕК как о "форме самоорганизации бизнеса", а, уж, какой ей быть - бизнесу и решать. /Российская газета, 28 марта 2007/

30 марта

Президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил надежду, что уже до конца 2007 года азербайджанский газ из месторождения "Шахдениз" на Каспии поступит на европейский рынок.
Он отметил, что европейский рынок газа представляет интерес для Азербайджана, и республика может "сотрудничать в этой сфере, в том числе, и с Польшей". По его словам, сотрудничество в сфере энергетики Азербайджана с европейскими странами примет в будущем "новую форму".
Президент Азербайджана отметил, что польско-азербайджанские отношения "успешно развиваются, сложился очень искренний диалог на основе взаимной дружбы". "Польша после вступления в НАТО и ЕС всегда поддерживала процесс европейской интеграции Азербайджана", - заявил он, отметив особую роль Польши в подписании плана действий в рамках политики европейского соседства между Азербайджаном и ЕС. Алиев сообщил, что на переговорах с Качиньским обсуждались перспективы расширения азербайджано-польского сотрудничества, энергетические вопросы, а также вопросы урегулирования конфликтов, "которые вносят напряженность в ситуацию в регионе".
Качиньский выразил удовлетворение переговорами, проведенными с Алиевым, отметив, что пригласил президента Азербайджана посетить с визитом Польшу. По итогам встречи Алиев и Качиньский подписали совместную декларацию. /РИА Новости, Герай Дадашев, 30 марта 2007/


Copyright © 2005-2007   Центр европейской безопасности