Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet апрель 2006"

Сотрудничество

18 апреля

Европейский Cоюз выделит 12 млн. евро на развитие гражданского общества в России и местных неправительственных организаций (НПО) в период с 2006 по 2009 годы. В настоящее время ЕС финансирует 34 новых проекта поддержки местных инициатив в России общим бюджетом 7 млн. евро. /ИНТЕРФАКС, 18 апреля 2006/

20 апреля

Главнокомандующий объединенных сил НАТО в Европе Джеймс Джоунс считает возможным создание совместных подразделений сил быстрого реагирования России и НАТО. При этом Джоунс обратил внимание на наличие в таком сотрудничестве "операционной совместимости". "Вы просто не можете собрать военных из отдельных стран и думать, что они будут эффективно выполнять свои функции", - сказал Джоунс. По его словам "должна быть общая подготовка, тренировки, общая методология, общая терминология". Джоунс признал, что "налаживание такого рода отношений требует времени". Говоря о сотрудничестве вооруженных сил России и НАТО, он сообщил, что в 2006 году Россия и альянс проведут ряд операций, в том числе операции спецназа. /РИА Новости, 20 апреля 2006/

28 апреля

На встрече в Софии (Болгария) министры иностранных дел НАТО начали дискуссию об укреплении и расширении связей НАТО со странами, не входящими в организацию. Этот процесс может привести к тому, что НАТО выйдет за рамки своих традиционных уз партнерства и установит углубленные отношения с такими странами, как Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея или Япония. Альянс также рассчитывает на укрепление своих нынешних партнерских связей со странами Европы, Кавказа и Центральной Азии, не являющимися членами НАТО. /www.nato.int, Русскоязычный модуль сайта НАТО, 28 апреля 2006/

Расширение присутствия

21 апреля

К концу года НАТО рассчитывает взять под контроль всю территорию Афганистана, заявил верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Джеймс Джоунс. "Под расширением присутствия НАТО в Афганистане подразумеваем тот факт, что, скорее всего, НАТО к концу года будет отвечать за положение на всей территории Афганистана, и операция будет выполняться только нами", - сказал Джоунс. Он напомнил, что в настоящее время силы НАТО присутствуют только в северной части страны. Процесс расширения будет происходить в два этапа: сначала расширение в южной части региона, а затем в восточную часть страны. Он отметил, что НАТО не планирует создание новых баз на территории Центральной Азии. "Я не думаю, что мы будем создавать новые базы в Центральной Азии, того, что мы имеем, достаточно", - отметил верховный главнокомандующий. Он указал, что те военные базы, которые расположены в настоящее время в центральноазиатском регионе, не являются базами НАТО. "Это базы, созданные на основе двусторонних соглашений между странами Центральной Азии и западными странами", - отметил Джоунс. /РИА Новости, 21 апреля 2006/

Совет Россия НАТО (СРН)

28 апреля

Выдержки из стенограммы выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на пресс-конференции по итогам неформального заседания Совета Россия-НАТО, София.

C. В. Лавров: На сегодняшней традиционной неформальной встрече Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел состоялся обмен мнениями о том, что сделано за пять лет, прошедших после создания Совета, какие совместные задачи стоят перед ним, как их лучше решать.

Важнейшим результатом встречи стало одобрение документа о приоритетах развития отношений Россия-НАТО. будут проработаны возможности налаживания оперативного обмена информацией, опытом, проведения учений, тренировок антитеррористических подразделений, защиты объектов инфраструктуры, противодействия кибернетическому терроризму. Предусмотрены меры и по продвижению взаимодействия на направлениях обеспечения оперативной совместимости военных контингентов, систем противоракетной обороны и контроля за воздушным движением, укрепления потенциала реагирования на теракты, чрезвычайные ситуации, включая стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Предусмотрено сотрудничество в области военно-технических связей и оборонных исследований.

Мы выступаем за то, чтобы СРН вносил реальный вклад в обеспечение стабильности и предсказуемости в отношениях России со странами альянса. Это важно в контексте дальнейшей трансформации альянса, которая сейчас активно обсуждается в НАТО. Мы не являемся членами альянса, но нас не может не интересовать в каком направлении идет процесс преобразования этой организации, поскольку он окажет влияние на европейскую и глобальную архитектуру безопасности. Надеемся, что трансформация НАТО будет соответствовать философии сотрудничества в СРН. В этой связи мы придаем первостепенное значение соблюдению норм международного права и уважению прерогатив СБ ООН.

Мы затронули темы, которые по-прежнему вызывают вопросы. Это, в частности, реконфигурация военного присутствия США в Европе, включая недавнее решение о размещении военных баз в Румынии и Болгарии. Исходим из того, что при принятии соответствующих окончательных решений будут соблюдаться политические и юридические обязательства альянса по военной сдержанности и учитываться законные интересы и озабоченности России.

Продуктивным был разговор по афганской наркоугрозе. Летом мы приступаем к практической реализации совместного пилотного проекта с НАТО по подготовке кадров для антитеррористических структур Афганистана и стран Центральной Азии. мы напомнили партнерам о нашем предложении налаживать совместную работу между НАТО и ОДКБ по противодействию наркотрафику из Афганистана.

Вопрос: Вы только что сказали в связи с американскими военными базами в Болгарии, нужно учитывать озабоченности России. Каковы они?

С. В. Лавров: .Мы хотели бы вместе с нашими натовскими партнерами прояснить понятие существенные боевые силы. Этот вопрос мы поставили перед ними.

Вопрос: Хотел бы задать вопрос об Иране. Сейчас мы входим в новую фазу, когда представляется доклад М. Эль-Барадея. Россия всегда говорит, что вопрос об иранской ядерной программе должен решаться именно МАГАТЭ. Как Вы отнесетесь к резолюции СБ ООН, если она будет принята на основе Главы 7?

С. В. Лавров: Необходимо обеспечивать возможности для работы МАГАТЭ в Иране. Только через усилия профессиональных инспекторов Агентства мы можем добиваться соблюдения режима нераспространения ядерного оружия...

Вопрос: Известно, что Вы обсуждали сегодня ситуацию в Косово. Много ли по ней расхождений?

С. В. Лавров: Если брать позицию, которая официально согласована в Контактной группе, то таких расхождений нет. В Контактной группе одобрены руководящие принципы, которые предусматривают необходимость переговорного решения и предусматривают многовариантность окончательных развязок. Мы целиком за это. Поддерживаем также положения руководящих принципов, которые обеспечат, наконец, выполнение стандартов, установленных СБ ООН и создадут условия жизни в Косово: безопасность, свободу передвижения для меньшинств, возможность возвращения беженцев и перемещенных лиц.

Что касается расхождений, то они уже выходят за рамки согласованных в контактной группе руководящих принципов и касаются отдельных, индивидуальных действий некоторых членов Контактной группы. Мы с этими действиями не согласны, поскольку всех нас, в том числе и сербов, пытаются убедить в безальтернативности независимости Косово. Это достаточно опасный путь. Он может привести к очень нежелательным последствиям не только в регионе, но и создать прецедент для других конфликтных ситуаций.

Вопрос: США призвали остановить продажу оружия Ирану для того, чтобы надавить на Исламскую Республику. Примет ли Россия такую позицию? Что касается проблемы Ирана. Будет ли Москва продолжать сотрудничество с ним?

С. В. Лавров: Будь то военно-техническая, ядерная или любая другая сфера, зависит это от международных режимов, которые существуют в соответствующих областях. Каких-либо запретов на деятельность, связанную с поставками обычных вооружений в Иран или на мирное ядерное сотрудничество с Ираном, которое осуществляется под полным контролем МАГАТЭ, не существует. Запреты эти вводятся не по призыву того или иного политического деятеля, а по решению СБ ООН. Таких решений Совет Безопасности не принимал.

Вопрос: Вы сказали о разочаровании в отношении планов по расширению НАТО. Что Вы можете сказать в связи с расширением и укреплением партнерства за пределами альянса, а именно - в Азии? Есть ли у России озабоченности по этому поводу?

С. В. Лавров: Мы не можем диктовать, той или иной стране действовать, какими способами обеспечивать свою безопасность. Такова наша принципиальная позиция. Но безопасность в современном мире настолько неделима, что любые изменения в архитектуре безопасности неизбежно затрагивают большое количество стран. Россия с ее географическим и геополитическим положением, конечно же, заинтересована в том, чтобы по периметру наших границ и в регионах, которые близки к нашим рубежам, проходили понятные нам процессы.. Именно в таком ключе я обсуждал сегодня данную тему с Генеральным секретарем НАТО Я. де Хооп Схеффером. Он заверил, что наши подходы не противоречат тому, что планирует сделать альянс. Он обещал обеспечить соответствующую транспарентность. /www.ln.mid.ru, 28 апреля 2006/

29 апреля

Министры иностранных дел России и стран НАТО совместно утвердили документ, в котором изложены приоритеты сотрудничества Россия-НАТО, включающие политический диалог, борьбу с терроризмом и оперативную совместимость. Этот документ под названием Рекомендации по приоритетам дальнейшего развития отношений Россия-НАТО был принят на состоявшейся 28 апреля в столице Болгарии Софии неофициальной встрече Совета Россия-НАТО. В нем содержится обзор сотрудничества Россия-НАТО до настоящего времени и даются рекомендации по дальнейшей работе. Оперативная совместимость, терроризм, политический диалог. Среди направлений дальнейшей работы усилия, призванные обеспечить способность сил России и стран НАТО взаимодействовать в рамках совместных операций, борьба с терроризмом, проект по борьбе с контрабандой афганскими наркотиками, инициатива по использованию воздушного пространства и усиленный политический диалог.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил журналистам, что со времени своего создания в 2002 г. Совет Россия-НАТО превратился в форум далеко идущего практического сотрудничества и живых, откровенных дискуссий по политическим вопросам. Г-н де Хооп Схеффер отметил, что по отдельным вопросам Россия и НАТО не имели единых взглядов (Белоруссия и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)). /www.nato.int, Русскоязычный модуль сайта НАТО, 29 апреля 2006/

30 апреля

Сотрудничество России и стран НАТО будет освещено с 11 по 26 мая. В девяти российских городах от Владивостока до Калининграда пройдет акция Россия и НАТО: объединяя усилия. В рамках этой акции состоится ряд общественных мероприятий, основной темой которых станет сотрудничество Россия-НАТО, и в которых примут участие должностные лица России и НАТО. /www.nato.int, Русскоязычный модуль сайта НАТО, 30 апреля 2006/

Миротворчество

20 апреля

Первая группа российских миротворцев вылетела в Судан, сообщил начальник пресс-службы ВВС РФ полковник Александр Дробышевский. "Передовая команда российской авиагруппы, поступающей в распоряжение миротворческой миссии ООН вылетела к месту будущей дислокации авиагруппы", - сказал А. Дробышевский. На борту самолета находится также более 10 тонн снаряжения и имущества, необходимого для развертывания пункта дислокации авиагруппы в стране пребывания. В составе авиагруппы около 120 военнослужащих и четыре военно- транспортных вертолета Ми-8МТ. Авиагруппа будет напрямую подчиняться командующему силами миссии ООН с задачей осуществлять поддержку сил быстрого реагирования, переброску резервов, эвакуацию больных и раненых, воздушное наблюдение, проведение поисково-спасательных операций, транспортировку имущества и персонала ООН. /Интерфакс АВН, 20 апреля 2006/

Энергетическая безопасность

15апреля

Новая серия "газовых войн", готовая разразиться в ближайшее время на постсоветском пространстве, может с большой долей вероятности форсировать создание "энергетического оборонного союза" в рамках НАТО или "по образу и подобию" Альянса. Именно это тема доминировала на прошедшем 23-24 марта саммите ЕС. Единого подхода к решению этой проблемы у европейских стран нет. Главные дискуссии развернулись вокруг польской идеи "энергетической безопасности", поддерживаемой странами Вышеградской группы (Чехия, Венгрия и Словакия), Прибалтикой и неофициально - США. Необходимо диверсифицировать источники энергоносителей, которыми пользуются страны Европы, и создать "энергетический оборонный союз" наподобие НАТО. Реален проект расширения поставок из Скандинавии (Норвегии и Дании). Такой союз должен включать в себя также Украину, Молдову и Грузию. Авторы доклада не скрывают, что развивать подобную инициативу планируется не только в рамках самого НАТО, но и в рамках программы Партнерства ради мира (ПРМ), участниками которой являются, среди прочих, Казахстан и Туркменистан. Не слишком активная поддержка польских планов в ЕС не лишает идею об "энергетическом оборонном союзе" привлекательности. Агентство UPI в апреле сообщило о намерении Азербайджана и НАТО "усилить кооперацию" в области энергетической безопасности. Вопрос касается защиты нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. /РИА Новости, 15 апреля 2006/

Иранское досье

13 апреля

Иран не располагает и не будет располагать в ближайшие годы баллистическими ракетами, способными достигать территории США, заявил директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. По его словам, для этого Иран не обладает ни научно-технической, ни технологической, ни промышленной базами. "Это нереально. Единственные, для кого он представляет опасность, это Израиль и близлежащие страны НАТО, территории которых могут поразить бывшие советские ракеты СКАД, но с увеличенной Ираном дальностью поражения", - сказал Ю. Соломонов. /Интерфакс, 13 апреля 2006/

21 апреля

Россию устроит любое развитие ситуации в Иране, считает директор Центра политических исследований в России (ПИР-центра) Владимир Орлов. Такая позиция России позволяет ей быть "более хладнокровной, чем другие игроки". Эксперт отметил, что сейчас вокруг Ирана складывается противоречивая ситуация. "Нельзя лишить какую-либо страну ее законных прав. У Ирана есть право на развитие мирной атомной энергии, развитие своих технологий, исследований. Но, с другой стороны, Иран обманывал нас очень много", - сказал Орлов. Он подчеркнул, что Иран должен заморозить все работы в области обогащения урана. В то же время, считает Орлов, Иран должен получить гарантии безопасности от международного сообщества. /РИА Новости, 21 апреля 2006/

23 апреля

Официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи заявил журналистам, что если доклад о том, выполнил ли Тегеран призыв отказаться от реализации ядерной программы, который МАГАТЭ должно представить в Совбез ООН, "содержит экспертные оценки, то волноваться не о чем". "Однако если доклад будет опубликован и в нем каким-то образом будет оказываться давление на Иран или он будет написан языком угроз, Иран не откажется от своих прав. Иран готов к любому развитию ситуации и подготовил план действий на этот случай", - подчеркнул Х. Р. Асефи. /Интерфакс, 23 апреля 2006/

28 апреля

Иран не выполнил требований СБ ООН и обогатил уран до уровня, необходимого для создания ядерного топлива АЭС, говорится в докладе главы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммеда Эль - Барадеи, представленном в пятницу Совету безопасности и странам-членам МАГАТЭ. Агентство Рейтер приводит слова высокопоставленного источника, близкого МАГАТЭ, о том, что Иран должен был прекратить свои эксперименты в ядерной области, однако не сделал этого. В докладе Эль - Барадеи утверждается, что проверки международных инспекций в Иране подтвердили сделанные в этом месяце Тегераном заявления об успешном обогащении урана. Его концентрации достаточно для создания топлива для АЭС, а если его очистить до более высокого уровня, то Иран получит возможность создания ядерного оружия. /РИА Новости, 28 апреля 2006/

29 апреля

Иран готов разрешить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) оставшиеся вопросы к его ядерной программе в ближайшее время. Такое заявление накануне в эфире иранского телевидения сделал заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Саиди. "Основные вопросы (к ядерной программе Ирана) уже разрешены. Иран готов разрешить оставшиеся вопросы МАГАТЭ в установленных временных рамках, то есть в ближайшем будущем, в течение трех недель во взаимодействии с инспекторами МАГАТЭ", - сказал Саиди. При этом он отметил, что представленный в пятницу Совету безопасности ООН доклад гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи по иранскому "ядерному досье" не содержал отрицательных моментов для Тегерана. /РИА Новости, 29 апреля 2006/

Россия и ее партнеры

04 апреля

Президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия, Казахстан и Белоруссия в ближайшее время подпишут первый пакет из 38 документов в рамках создания Единого экономического пространства (ЕЭП). "Что касается украинских партнеров, если они будут готовы подписать его, то мы будем рады, но, насколько нам известно от экспертов, украинские друзья будут присутствовать при подписании и готовы подписать некоторые документы из этого пакета, но не весь пакет", - сказал В. Путин. /ИНТЕРФАКС, 4 апреля 2006/

17 апреля

Силы ОДКБ планируют провести в июне крупные учения на восточноевропейском направлении, сообщил министр обороны РФ Сергей Иванов. Учения пройдут под командованием начальника Генштаба вооруженных сил Белоруссии. С российской стороны в них примут участие Сухопутные войска Московского округа, а также авиация, в том числе дальняя, и самолеты радиолокационного обеспечения. /ИНТЕРФАКС, 17 апреля 2006/

18 апреля

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не намерена трансформировать организацию в военный блок. Об этом во вторник на открывшейся в Пекине конференции "ШОС: пять лет развития и перспективы" заявил постоянный представитель РФ при секретариате организации Григорий Логвинов. ШОС обладает потенциалом для того, чтобы играть самостоятельную ответственную роль в поддержании стабильности и безопасности на своем пространстве. Логвинов особо подчеркнул высокий авторитет организации в мире. "Подтверждением этому является присоединение к ШОС в качестве наблюдателей Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, получение организацией статуса наблюдателя при ГА ООН, учреждение контактной группы "ШОС - Афганистан", - сказал он. /РИА Новости, 18 апреля 2006/

20 апреля

Президент Польши Лех Качиньский заявляет о желании вести с Москвой прагматический диалог и не исключает, что его встреча с главой Российского государства состоится предстоящей осенью. "Мы хотим вести с Москвой прагматический диалог и осуществлять множество взаимовыгодных мероприятий. После визита спецпредставителя президента РФ по отношениям с Евросоюзом Сергея Ястржембского в Варшаву мы считаем, что у наших российских партнеров такие же намерения", - заявил Л. Качиньский. "В настоящее время мы сотрудничаем с российской стороной, создавая условия для улучшения двусторонних отношений", - подчеркнул он. /ИНТЕРФАКС-ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА, 20 апреля 2006/

27 апреля

Президент России В. Путин высоко оценил итоги российско-германского саммита в Томске. Российско-германские государственные консультации стали самым представительными за всю современную историю, отметил В. Путин, напомнив, что с российской стороны в них принимали участие 13 руководителей министерств и ведомств, а с германской - 10 членов нового правительства. Особое место, по словам В.Путина, в переговорах занимали вопросы энергетического сотрудничества. Итогом переговоров в этой сфере стало заключение соглашения между Газпромом и немецкой компании BASF. Президент также приветствовал заключение соглашения между ОАО РЖД и Deutsche Bahn AG по ускоренному транзиту грузов. Перспективным, по мнению президента РФ, является также сотрудничество двух стран в авиакосмической области. /ИНТЕРФАКС, 27 апреля 2006/


Copyright © 2005-2006   Центр европейской безопасности