Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet апрель 2007"

Международные организации

10 апреля

Армения предпочитает работать со сверхдержавами, а не спекулировать на их противоречиях. Об этом заявил премьер-министр Армении Серж Саркисян в интервью Financial Times.
Саркисян заявил, что Армения, возможно, когда-нибудь пожелает присоединиться к Европейскому Союзу, но у нее нет намерения вступать в НАТО, хотя страна тесно работает с Альянсом.
По сообщению газеты, премьер-министр Армении сказал, что не считает, "революцию роз" в Грузии, направленную против российского влияния, моделью для подражания. "Саркисян заявил, что, несмотря на связи с влиятельной эмиграцией в США, Ереван сохранит дружбу с Москвой и не поддержит базу Соединенных Штатов на Кавказе", - отмечается в публикации Financial Times.
Премьер-министр заявил также, что выступает за восстановление отношений с Турцией, отметив, что темпы развития Армении ускорятся при нормальных отношениях со своими крупными соседями. "Турция, которой были предложены переговоры без предусловий, продемонстрировала нежелание компромисса", - цитирует газета армянского премьера.
Говоря о перевооружении азербайджанской армии, Саркисян назвал это "бряцанием оружием". Он заявил, что огромная армянская диаспора, которая превышает само население Армении в три раза, должна быть более вовлеченной в развитие страны. Он отметил, что только 1% общего объема инвестиций был осуществлен диаспорой, добавив, что является сторонником поощрения таких инвестиций.
Комментируя внутриполитические вопросы, глава правительства подчеркнул, что Армения использует экономическое развитие для улучшения ситуации с правами человека. "Тяжело говорить о демократических правах и о правах человека, когда тебе нужно решать социально-экономические проблемы населения", - заявил премьер-министр. Вместе с тем Саркисян заявил, что армянское правительство выполнит свои обязательства перед международными организациями в вопросе защиты прав человека.
"Мы бы не хотели оказаться государством, которое застряло в переходном периоде", - сказал он. Он выразил надежду, что парламентские выборы 12 мая будут первыми, которые ОБСЕ провозгласит свободными и справедливыми. "Мы взяли на себя обязательства по разным программам, и мы думаем, что соответствие этим обязательствам отвечает нашим интересам. Мы хотим стать частью европейской семьи ", - сказал Саркисян. /РИА Новости, 10 апреля 2007/

20 апреля

Североатлантический альянс планирует расширение активности в странах Азии "в соответствии с новыми требованиями по обеспечению безопасности". Об этом заявил журналистам заместитель генерального секретаря НАТО Алессандро Минуто-Риццо, прибывший в Индию после своего визита в Афганистан (16-18 апреля). В Кабуле у Минуто-Риццо состоялись встречи с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, а также представителями НАТО и других международных организаций.
"Под влиянием процесса глобализации ситуация в мире изменилась, что привело к изменению стратегии и тактики обеспечения безопасности стран, входящих в структуру Альянса, - заявил заместитель генсека НАТО. - Расширение сферы деятельности и ответственности стран НАТО потребовало пересмотра изначальной концепции обороны".
Сегодняшняя деятельность НАТО в Афганистане, по мнению Минуто-Риццо, заставляет задуматься о расширении контактов со странами Азии, в том числе с Индией. "В первую очередь расширение контактов должно привести к активизации консультаций между представителями различных структур Индии и НАТО, как политических, так и в области безопасности и вооружений", - отметил он.
"НАТО готова сотрудничать с Индией и другими странами региона в сфере обмена опытом и в других формах взаимодействия для усовершенствования механизмов противодействия региональным и глобальным угрозам. По-прежнему выступая как структура, заинтересованная в обеспечении интересов и безопасности стран-членов альянса, мы готовы сотрудничать с другими международными и региональными организациями", - подчеркнул Риццо.
Кроме того, руководство НАТО не исключает возможности установления партнерских отношений с азиатскими странами, хотя пока никаких переговоров по этому вопросу не велось, подчеркнул представитель Североатлантического альянса. /РИА Новости, Ирина Козырева, 20 апреля 2007/

26 апреля

Принятая в 1999 году ядерная концепция НАТО будет доработана и принята в 2009 году, сообщил заместитель генсека НАТО по вопросам политики в сфере ОМУ Ги Робертс.
"Мы рассчитываем, что модернизированная ядерная концепция НАТО будет принята в год 60-летия Североатлантического альянса в 2009 году",- сказал Робертс, выступая на конференции "Приоритеты в области контроля над ядерными вооружениями и ядерного нераспространения: сопоставление подходов России и Запада" в Москве. /РИА Новости, 26 апреля 2007/

27 апреля

В Армении с 27 апреля по 10 мая пройдут учения европейского командования США "Совместное стремление-2007" в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира".
Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян, учения пройдут на территории Авиационного института имени Маршала Ханферянца министерства обороны Армении.
В ноябре 2006 года в Армении прошла конференция по планированию учений НАТО "Совместные стремления-2007", цель которых - выявить проблемы совместимости средств связи, а также перенять опыт и испытать автоматические системы связи передовых стран. В конференции принимали участие представители 38 государств-членов и партнеров НАТО и многонациональной миротворческой бригады стран юго-восточной Европы SEEBRIG, в общей сложности - более 250 человек. Представители Турции и Азербайджана не прибыли в Армению, хотя ранее заявляли о своем участии.
В ходе конференции было предложено учения "Совместное стремление" в 2007 году, наряду с Германией, проводить и в Армении, а в 2008 году - Армению сделать основной страной для проведения учений.
Вооруженные силы Армении участвуют в учениях НАТО с 2002 года, сначала в качестве наблюдателя, а затем - полноправного участника. /РИА Новости, Гамлет Матевосян, 27 апреля 2007/

Миротворчество

08 апреля

Согласно секретному плану, который готовится в министерстве обороны Великобритании, военные операции британцев в зоне Персидского залива, и в том числе в Ираке, будут продолжаться до 2012 года. Об этом пишет газета The Sunday Telegraph, в распоряжении которой оказались отрывки из документа.
Издание отмечает, что такие планы полностью противоречат заявлениям премьер-министра страны Тони Блэра, сделанным им в феврале, в которых он утверждал, что в Ираке британские войска пробудут не дольше двух лет.
В документе перечислены подразделения британской армии, которые планируется использовать в войсковых операциях в Персидском заливе, и в частности, упомянута 12-я механизированная бригада, которая сейчас размещена в Афганистане. На 2012 год намечена ее передислокация в Ирак.
По данным газеты, из 180 тысяч британских военных около 100 тысяч уже успели послужить в Ираке с начала войны в 2003 году. Армия Соединенного Королевства потеряла убитыми в этом военном конфликте 140 человек. Согласно докладу, пишет газета, британский контингент, действующий в Афганистане в составе сил НАТО, в ближайшие два года предположительно будет увеличен. /РИА Новости, 08 апреля 2007/

27 апреля

Франция не намерена долгое время оставаться в Афганистане, заявил министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази. "У нас нет намерения оккупировать какую-либо страну в долгосрочной перспективе", - сказал министр, выступая в эфире радиостанции "Европа-1".
Он добавил, что долгосрочное присутствие французских войск в Афганистане шло бы "вразрез со стремлением Франции уважать суверенитет, национальную независимость и территориальную целостность" других государств.
Высказывание Дуст-Блази стало сигналом афганским талибам, которые в течение трех недель удерживают двух французских заложников. Несколько дней назад талибы выдвинули ультиматум, в котором потребовали от Франции вывести из Афганистана свои войска, находящиеся там в составе сил НАТО. Как заявили агентству Франс Пресс представители боевиков, ультиматум истекает в субботу, а не в пятницу.
По словам главы французского дипломатического ведомства, Франция "делает все для быстрого освобождения заложников". Двое французских сотрудников гуманитарной организации "Земля детства" (Terre d'Enfance), а также трое сопровождавших их афганцев были похищены талибами 3 апреля на юго-западе Афганистана. /РИА Новости, Андрей Низамутдинов, 27 апреля 2007/

30 апреля

В результате столкновений боевиков радикальной исламистской группировки "Талибан" с солдатами коалиционных сил и афганскими военнослужащими на западе Афганистана за последние трое суток погибли, по крайней мере, 136 боевиков.
По сообщениям представителей командования коалиционных сил, основные боевые действия происходили в долине Зеркох, расположенной в провинции Герат. Только накануне в результате нападения коалиционных сил на позиции боевиков и продолжавшихся после этого многочасовых боев было уничтожено 87 боевиков. О жертвах или раненых среди солдат коалиционных сил и афганской армии не сообщается, передает Associated Press.
Напомним также, что в начале апреля в ходе операции на юге страны, в которой принимали участие около 1 тыс. солдат НАТО и правительственных войск Афганистана, боевики движения "Талибан" были выбиты из города Сангина, расположенного в провинции Гельменд. Было захвачено несколько опорных пунктов "Талибана", уничтожено несколько крупных тайников с оружием. В ходе операции применялись вертолеты и бронетехника.
Взятый под контроль коалиции регион считается самым крупным в мире районом по производству опиума, говорилось в сообщении международных сил содействия безопасности НАТО.
Операция по освобождению Сангина началась поздно вечером 5 апреля в рамках масштабной операции "Ахилл", которая проходит с прошлого месяца с целью освобождения от талибов северной провинции Гельменд. В провинции Гельменд и соседних с ней регионах в настоящее время дислоцировано около 4,5 тыс. военных НАТО и около 1 тыс. военнослужащих Афганистана. / РосБизнесКонсалтинг, 30 апреля 2007/

Косово

02 апреля

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер считает, что пришло время довести процесс косовского урегулирования до логического конца "там, где он и должен быть завершен - в Совете Безопасности ООН". "Я почти убежден, что Совет Безопасности примет решение по Косово, но вместе с тем должен подчеркнуть, что с принятием соответствующей резолюции не следует ни спешить, ни откладывать эту процедуру", - подчеркнул Схеффер, выступая на пресс-конференции в Приштине.
Отвечая на вопрос об отношении Североатлантического альянса к плану спецпредставителя ООН Марти Ахтисаари по окончательному статусу Косово, Схеффер еще раз выразил полную поддержку альянса разработанным бывшим президентом Финляндии предложениям.
Говоря о возможном разделении территории Косово на албанскую и сербскую части как о возможном решении косовской проблемы, Схеффер назвал эту идею "полностью ошибочной и неприемлемой".
Генсек НАТО подчеркнул также, что одной из целей альянса является обеспечение безопасности для каждого гражданина Косово. В этой связи он выразил уверенность, что международные вооруженные силы под командованием НАТО, численность которых составляет около 16,5 тысячи человек, будут находиться в Косово до тех пор, пока в этом будет сохраняться необходимость.
Он подчеркнул также, что Североатлантический альянс полон решимости сделать все для того, чтобы воспрепятствовать актам насилия в политических целях. "Насилие, независимо от того, с какой стороны косовского общества оно ни исходит, вредит процессу окончательного утверждения статуса Косово", - заявил Схеффер.
В ходе "выездного" заседания Совета НАТО состоялись встречи генсека и членов Совета с главой гражданской миссии ООН в Косово Йоахимом Рюкером, командующим международным контингентом войск в крае генералом Рональдом Катером, премьер-министром временного правительства Косово Агимом Чеку и председателем парламента Косово Колем Беришей.
В первой половине дня Схеффер принял представителей сербских общин Косово, подтвердивших генсеку НАТО еще раз, что независимость края для них неприемлема. /РИА Новости, Николай Пасхин, Николай Соколов, 02 апреля 2007/

02 апреля

Войскам КФОР, возможно, придется предотвращать массовые беспорядки. Спецпредставитель генсека ООН Мартти Ахтисаари представил Совету Безопасности ООН свои предложения по окончательному статусу Косово, открывающие путь к независимости этого албанонаселенного края Сербии. Голосование по соответствующей резолюции должно состояться до конца мая. Россия, заявившая о несогласии с планом Ахтисаари, демонстрирует готовность применить вето и настаивает на возобновлении переговоров с участием Сербии и косовских албанцев. Однако западные страны убеждены, что Белград и Приштина не способны прийти к договоренности, и настаивают на одобрении плана Ахтисаари в Совбезе, то есть на предоставлении Косово независимости под международным контролем. Не дожидаясь исхода этих споров, Европейский союз, которому в соответствии с планом Ахтисаари отводится центральная роль в осуществлении контроля над Косово, ведет активную подготовку своей миссии. ЕС уже подсчитал, во что ему обойдется эта крупнейшая и сложнейшая миссия по управлению кризисом. В Вашингтоне калькуляцией европейцев удовлетворены.
По имеющимся подсчетам, в первые три года новому государству потребуется помощь в размере около 1,5 млрд. евро. Эти средства, по словам комиссара ЕС по расширению Олли Рена, пойдут на оплату косовской части долга бывшей Югославии, а также на экономическое развитие и финансирование международного присутствия. Комиссар подчеркнул, что бюджет ЕС в одиночку такой нагрузки не потянет, поэтому Брюссель ожидает финансового содействия от отдельных стран членов ЕС и международных партнеров. Как ожидается, в случае положительного голосования по косовской резолюции в СБ ООН, будет созвана донорская конференция. Как сказал НГ источник в Госдепе США, цифры, представленные Реном, адекватны.
Любопытно, что вслед за выступлением еврокомиссара перед Европарламентом в прессу просочился внутренний документ, составленный тем же Реном и Высоким представителем Евросоюза по внешней и оборонной политике Хавьером Соланой. В нем говорится, что переходный период, который последует за положительным голосованием по косовской резолюции в СБ ООН, может стать очень непростым в плане политики и безопасности. В интересах экстремистских групп с обеих сторон (косовских албанцев и сербов. НГ) может быть провоцирование инцидентов и подстрекательство представителей общин с целью вынудить их покинуть Косово, гласит документ. В нем предполагается, что присутствие сотрудников ЕС в Косово продлится, по меньшей мере, два года.
Корреспондент НГ ознакомился со служебной запиской, посвященной данному документу. В ней говорится, что процесс планирования передачи полномочий от администрации ООН к косовским властям идет с октября 2006 года. После определения окончательного статуса в Косово будет создан Международный гражданский офис (МГО) во главе с Международным гражданским представителем, который одновременно будет являться Спецпредставителем ЕС. Этот чиновник получит полномочия контролировать соответствие действий косовских властей букве и духу соглашения о статусе. В МГО войдут другие партнеры ЕС, прежде всего США, пишут Солана и Рен.
В Косово будет создана и Миссия верховенства закона, подчиняющаяся офису Соланы. Она будет содействовать укреплению и развитию системы правосудия, вести борьбу с оргпреступностью и следить за соблюдением прав собственности, предотвращать межэтнические преступления, коррупцию и т. п. Как разъяснили НГ в Брюсселе, ожидается, что основную роль в обеспечении безопасности будут играть силы косовской полиции, а международные полицейские возьмут на себя лишь вспомогательные функции. В случае серьезных инцидентов будут привлекаться силы KFOR, численность которых сейчас составляет около 16 тыс. человек.
Между тем опасения по поводу беспорядков в Косово после определения его статуса разделяют во многих столицах. Эксперты отмечают, что за восемь лет присутствия в Косово Западу так и не удалось создать там стабильные государственные структуры. Так, в специальном докладе, подготовленном по заказу правительства Германии, говорится, что администрация Косово нашпигована членами преступных кланов. В органах власти царит атмосфера коррупции и полного беспорядка.
В этих условиях предоставление независимости Косово приведет к краху всех имеющихся административных структур и вызовет хаос, резюмируют эксперты. /Независимая газета, Дипкурьер, Андрей Терехов, 02 апреля 2007/

13 апреля

Совет Безопасности ООН решил направить миссию в Косово и Белград перед тем, как продолжить консультации по определению статуса Косово.
"Я рад сообщить, что Совет Безопасности одобрил инициативу России направить миссию в Косово и Белград", - сказал постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. По его словам, первой остановкой представителей Совета Безопасности станет Брюссель, где послов примет высшее руководство НАТО. СБ ООН получит еще одну важную возможность для выяснения ситуации на местах и принятия объективного решения по представленному "плану Ахтисаари", считает Чуркин. /РИА Новости, Лариса Саенко, 13 апреля 2007/

16 апреля

Итоги заседания СБ ООН по Косово, состоявшегося 3 апреля, были расценены официальным Белградом как триумфальная победа, одержанная, естественно, при помощи России. Предложение России об отправке в Косово для ознакомления с обстановкой на месте миссии из представителей государств членов Совета Безопасности преподается сербской общественности чуть ли не как увертюра к смене Мартти Ахтисаари и возвращению проводившегося им переговорного процесса на стартовую позицию.
Одновременно провозглашено начало очередного дипломатического наступления по удержанию Косово в составе Сербии. Его целью на этот раз станет обработка временных членов СБ ООН (для принятия решения необходимо, чтобы за него проголосовали как минимум девять из пятнадцати членов СБ, при условии, что никто из постоянных членов не воспользуется правом вето). Так, министр иностранных дел Вук Драшкович направился в ЮАР, а его коллеге по кабинету Расиму Ляичу (мусульманину по вероисповеданию) поручено посетить исламские государства члены СБ. Смысл этих вояжей очевиден. Вряд ли в столь отдаленных странах существует ясное представление о косовской проблеме и о том, чего в этой связи добивается Сербия, поэтому и необходимо разъяснить им сербскую позицию.
Самое удивительное, однако, что ясного представления о том, чего Сербия добивается в Косово и в связи с Косово, нет и в самой Сербии. Рецепт официального Белграда для определения окончательно статуса края выражается загадочными определениями типа больше, чем автономия, меньше, чем независимость или самая широкая автономия, реального содержания, которых так никто и не смог постичь. От большинства рядовых сербов помимо привычных утверждений о том, что Косово это душа и сердце Сербии, чаще всего можно услышать, что туда должны вернуться наши армия и полиция. При всем этом, официальные лица заявляют, что не может идти и речи о применении военной силы (да ее и нет), а рядовые сербы, со своей стороны, поясняют, что отнюдь не видят себя в рядах отправляемой ими же в Косово армии и полиции, нередко поясняя, что это дело бежавших из края сербов. Дескать, они там жили, пускай они и воюют с албанцами.
Между тем бежавшие из Косово сербы по понятным причинам тоже не торопятся вернуться туда даже тогда, когда международные власти возвращают им ранее захваченные албанцами дома и квартиры или предлагают взамен новые жилища. Необходимо иметь в виду и то, что на протяжении долгих лет многие из них, продавая свою земельную собственность или ее часть косовским албанцам за баснословные деньги, загодя приобретали недвижимость собственно в Сербии.
Резолюцией СБ ООН 1244 от июня 1999 года Косово признавалось составной частью существовавшей тогда Союзной Республики Югославии. Однако в соответствии с той же резолюцией и положениями кумановского военно-технического соглашения Белград практически утратил суверенитет над краем. О возвращении к положению, сохранявшемуся до 1999 года (что, кстати, исключают договоренности Контактной группы), в Белграде никто всерьез не помышляет. Более того, еще никто не забыл, что и в благие времена СФРЮ Косово негласно считалось бочкой без дна. Будучи самым отсталым краем социалистической Югославии, оно поглощало огромные средства из так называемого Фонда по ускорению развития, который вынужден был в обязательном порядке финансировать все республики бывшей югославской федерации.
Невнятность сербских предложений и планов по Косово объясняется просто. С одной стороны, в связи с устоявшимися мифологическими установками ведущие сербские политики не могут позволить себе открыто заявить, что даже не потеря, а отказ от Косово при международных гарантиях защиты остающихся там сербов и сербских святынь это выигрыш для Сербии, который позволит ей заняться, наконец, куда более насущными делами и быстро вступить в ЕС. В то же время они прекрасно отдают себе отчет в том, что возвращение под эффективный контроль края с двухмиллионным враждебно настроенным населением, почти 70-процентной безработицей и массовой преступностью дело не только совершенно безнадежное, но и невыгодное.
Этой неразберихой, судя по всему, объясняется и уже совсем скандальная ситуация: в столь важный для Сербии момент у нее нет послов в ряде важнейших мировых столиц, включая Москву. Правда, новый посол в российскую столицу назначен. Это Станимир Вукичевич, о котором знающие его отзываются как об опытном дипломате, хотя и работавшем в других регионах. Однако президент Сербии Борис Тадич отказывается подписать его верительные грамоты под тем предлогом, что сначала должно быть сформировано новое правительство по итогам выборов от 21 января. К слову, в этой связи в Белграде многие с недоумением задаются вопросом: как можно всерьез надеяться на помощь России, тем более на использование ею права вето в СБ ООН, не имея уже более шести месяцев своего посла в Москве, то есть проявляя неуважение к той же Москве и тому же Путину?
Единственно внятный ответ на вопрос о том, зачем все же Сербия должна любой ценой добиваться сохранения своего суверенитета над Косово де-юре при полном отсутствии власти над краем де-факто, дает руководство ультранационалистической Сербской радикальной партии. Оно приводит пример Китая, терпеливо дожидавшегося возвращения Гонконга и Макао. Правда, ставку радикалы делают не на укрепление экономической и военной мощи Сербии, а на приход в будущем к власти в России кого-либо наподобие Лукашенко. Ну а тогда, при поддержке батьки, все тот же рецепт с возвращением в Косово нашей армии и полиции. Что ж, радикалам не чужд демагогический подход. Если добавить ко всему этому непреклонность, проявляемую косовскими албанцами, Мартти Ахтисаари, пожалуй, заслуживает не столько критики, сколько простого человеческого сочувствия. /Независимая газета, Дипкурьер, Илья Вукелич, 16 апреля 2007/

29 апреля

США считают, что Косово, так или иначе, получит независимость и России следует поддержать план спецпредставителя генсека ООН Мартти Ахтисаари. Такое заявление сделал заместитель Госсекретаря США по проблемам Европы и Евразии Дэн Фрид в интервью Reuters в ходе Брюссельского трансатлантического форума. "Мы надеемся, Россия понимает, что край Косово будет независимым, так или иначе", - указал Дэн Фрид. "Это будет сделано либо под контролем на благо сербского народа, либо неконтролируемым путем, при котором больше всех пострадают сербы, что будет ужасно", - отметил американский дипломат.
В свою очередь бывший постоянный представитель США при ООН Ричард Холбрук заявил, что следующие несколько недель покажут, какой видит президент России Владимир Путин свою роль в истории. "Если он наложит вето на план М. Ахтисаари в СБ ООН, Косово в одностороннем порядке провозгласит независимость. США признают его, я надеюсь в этот же день", - указал он. "Вероятно, будет иметь место насилие, и это будет вина России", - добавил американский дипломат.
При этом позиция России в отношении плана М. Ахтисаари остается неизменной. МИД РФ распространил заявление, согласно которому Миссия Совета Безопасности ООН, посетившая 26-28 апреля Косово и Белград с целью проконтролировать выполнение резолюции СБ ООН 1244, выявила множество "белых пятен". В российском МИДе считают, что миссия СБ ООН подтвердила вывод, что, несмотря на относительный прогресс в социально-административной сфере, ситуацию с выполнением ключевых положений резолюции N 1244 и международных стандартов в Косово нельзя признать удовлетворительной.
Российская Федерация по-прежнему считает, что форсировать решение о суверенизации Косово контрпродуктивно. Такое решение нужно принимать на основе компромисса между сторонами, для достижения которого необходимо терпеливое и взвешенное продолжение переговорного процесса. Как показали встречи в Белграде, сербская сторона готова к дальнейшему диалогу с Приштиной. /РБК, 29 апреля 2007/

ПРО

16 апреля

Развертывание американцами элементов глобальной системы ПРО в Европе подрывает ключевой принцип стратегической стабильности принцип согласия на взаимную уязвимость. Традиционно глобальная стабильность строилась на четырех основаниях. Во-первых, США и Советский Союз (а потом Россия) могли и могут гарантированно уничтожить друг друга. Во-вторых, они признавали и пока еще в целом признают эту способность друг за другом. В-третьих, они соглашались не пытаться изменить такое положение, условно говоря, становясь заложниками друг друга. В-четвертых, они занимались ведением переговоров и постоянного слежения друг за другом с тем, чтобы ни одна из сторон не могла приобрести преимущества, которые позволили бы ей отказаться от принципа согласия на взаимную уязвимость.
Этот принцип можно было нарушить двумя путями наращивая в одностороннем порядке наступательные вооружения, или повышая уровень своей защищенности от потенциальных ударов противоположной стороны. В том и другом случаях паритет мог нарушиться, а стабильность военно-политической обстановки перестать существовать. Поскольку развертывание новой системы ПРО Соединенными Штатами рассчитано на снижение уровня уязвимости США и американских союзников, то это отход от принципа согласия на взаимную уязвимость. Есть основания считать политику республиканцев вообще нацеленной на достижение стратегической неуязвимости Соединенных Штатов.
Хотя российские военные считают, что неуязвимость США еще только мечта, американцы много сделали, чтобы ее осуществить. Во всяком случае, в действительности современная формула уравнения стратегической стабильности поменялась: уязвимость России в одной его части осталась, но в другой части оказалась только частичная уязвимость США.
Поэтому разногласия Москвы и Вашингтона в вопросах глобальной стабильности в столкновении естественного желания россиян сохранить основы безопасности и стабильности для всех (при всех ее огрехах и условностях) и стремления подменить ее безопасностью и стабильностью для своих. В то время как становиться своими для США многие страны просто еще не могут или в принципе по каким-то причинам не хотят.
Региональные угрозы, против которых формально направлены американские усилия в создании ПРО, в самом деле возрастают. Они подтягиваются к уровню глобальных. На них надо реагировать. Страшно то, что реагировать на них Вашингтон начинает с помощью глобальных средств. ПРО, будто бы рассчитанная против Ирана, инструмент двойного назначения регионального и глобального. Очередная дилемма безопасности попытка США защититься от региональной угрозы ускоряет распад глобальной стабильности.
Фактически США ставят другие страны перед фактом. Вместо взаимной уязвимости как основы взаимной сдержанности миру предлагается односторонняя неуязвимость Соединенных Штатов и тех, кто будет с ними дружить. Странный способ приобретения сторонников, хоть и не новый. Россия выступает против происходящего. В Вашингтоне ее протесты называют неуместными.
Ситуация сложная. Логика есть и в американской позиции. Допустим, Вашингтон задался бы целью успокоить Москву и сохранить прежнюю формулу стабильности. Тогда американцам пришлось бы найти способ, с одной стороны, сделать себя и союзников более защищенными от региональной угрозы (скажем, иранской), а с другой менее защищенными от угрозы глобальной (теоретически российской). Ведь только в этом случае российский потенциал глобального сдерживания перестал бы обесцениваться.
Представим себе, что США согласились удерживать себя на прежнем уровне глобальной уязвимости. Россию это бы устроило по крайней мере на время. Но региональные угрозы непрерывно подрастают и подтягиваются к глобальным (распространение ОМУ идет неостановимо). В какой-то момент глобальная уязвимость США и России стала бы граничить с их уязвимостью от мощных региональных угроз, которые, по сути, были бы не менее масштабными, чем глобальные угрозы середины прошлого века, когда сложилась действующая формула стратегической стабильности. Такое положение невыгодно ни России, ни американцам.
Теоретически можно было бы предложить Соединенным Штатам вариант сотрудничества в интересах совместного отрыва от всех остальных конкурентов, то есть поработать вместе на увеличение разрыва между США и Россией, с одной стороны, и остальными государствами мира с другой. Мне лично этот вариант очень симпатичен. Но нетрудно представить себе, как возмущенно заверещат по этому поводу американские конгрессмены, российские думцы и несколько десятков американских и российских партнеров.
Столь же теоретичен и привлекателен другой сценарий США и Россия соглашаются в том, что глобальных угроз уже не существует, а конфликт между двумя странами никогда не может возникнуть. Так в Москве и Вашингтоне уже пробовали рассуждать в первой половине 1990-х годов. Однако после войн в Боснии и Косово российское руководство фактически стало считать возможным идеологически или политически мотивированный конфликт с НАТО (в связи с гипотетической попыткой разыграть против России сценарий демократизации извне). Оснований позабыть о подобных сомнениях с тех пор не появилось. Чем истеричней шумы по поводу авторитарности в России, тем живее эти сомнения.
Шанс для радикального изменения представлений об угрозах, каковым могло бы стать разве что присоединение России к НАТО, тоже пока не просматривается. Руководствуясь задачей сохранить регулирующую роль принципа взаимной глобальной уязвимости, Россия так или иначе должна ориентироваться на полузабытое слово довооружение. Его версия, вероятно, загадочный асимметричный ответ, о котором говорят политики. Только эта версия может оказаться априори антизападной. Вместо нее можно было бы пообщаться с американцами на тему довооружения по правилам о мерах, которые и Россия, и США могли бы предпринять по согласованию первая, подкрепив своей ударный потенциал, а вторая, например, свой ударный потенциал сократив. /Независимая газета, Дипкурьер, Алексей Богатуров, 16 апреля 2007/

19 апреля

Союзники по НАТО не видят негативных последствий в планах США разместить элементы системы противоракетной обороны в Восточной Европе, заявил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.
"Союзники убеждены, что размещение элементов американской системы ПРО не изменит стратегический баланс. Десять перехватчиков не представляют угрозу для стратегического баланса", - сказал генсек журналистам по завершении заседаний в Брюсселе Совета Россия-НАТО и Совета альянса, которые проходили с участием представителей национальных министерств обороны и иностранных дел России и государств НАТО. "У американцев есть планы разместить десять противоракет в Польше. Вот на каком уровне это находится", - отметил Схеффер.
Говоря о состоявшемся в рамках Совета Россия-НАТО обсуждения планов США, генсек альянса отметил, что "существуют различия в восприятии угрозы". В то же время, по словам генсека, нынешнее обсуждение вопроса в Брюсселе "было доверительным и прозрачным". "Очень интересная дискуссия состоялась с российскими друзьями", - отметил генсек альянса.
Он сообщил также, что следующим этапом обсуждения вопроса о ПРО будет неформальная встреча Совета Россия-НАТО в Осло на уровне министров иностранных дел Говоря об итогах заседания Совета НАТО, Схеффер заявил, что общее мнение союзников по альянсу в том, что "принцип неделимости безопасности должен использоваться в контексте ПРО".
"Любая система США должна носить комплиментарный характер", - сказал он. При этом генсек не исключил возможности того, что создаваемая НАТО система противоракетной обороны театра военных действий может быть совмещена с элементами американской системы ПРО в Европе. "Все согласны (союзники по НАТО), что есть угроза баллистических ракет", - сказал генсек.
При этом он не исключил возможности осуществления проверок шахт американской системы ПРО на территории Восточной Европы. Соединенные Штаты рассматривают возможность размещения некоторых элементов ПРО в Польше или Чехии. Планы США предполагают размещение десяти ракет-перехватчиков на территории Польши, а радаров системы ПРО - в Чешской республике. Как утверждают США, они создают систему ПРО для защиты от предполагаемого ракетного нападения со стороны государств так называемой "оси зла". К этим государствам Вашингтон причисляет, в частности, Северную Корею и Иран.
Россия неоднократно выражала озабоченность относительно планов США по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше. В Москве не скрывают отрицательного отношения к намерениям Вашингтона и считают, что создание европейской противоракетной базы США нельзя рассматривать иначе, как существенную реконфигурацию американского военного присутствия в Европе. /РИА Новости, 19 апреля 2007/

19 апреля

Системы противоракетной обороны (ПРО) НАТО в Восточной Европе опасности для России не представляют, заявил сегодня журналистам главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов. Такие системы, как отметил главком, "в конце концов, не ударные".
"Стоимость этих систем имеет больше политический вес, чем реально военный. Они стационарны, будут нами четко определены по координатам, поэтому бояться этих систем нам не нужно", - заверил В.Михайлов. "Если деньги есть, и их девать некуда - пусть развертываются", - сказал он. "А то, что нас приглашают посетить эти объекты, делается тоже больше в политических целях, чтобы еще раз продемонстрировать, что они (США) размещают системы ПРО из благих намерений и даже готовы показывать (объекты ПРО) в том или ином объеме", - отметил главком.
Впрочем, даже несмотря на подобные заверения, необходимо отметить, что Россия все же обеспокоена появлением систем ПРО в Восточной Европе, и судя по всему, небеспочвенно. Об этом свидетельствует не только широкий общественный резонанс, но и заявления некоторых высокопоставленных лиц, в частности российского посла при ООН Виталия Чуркина, который ранее говорил о том, что Россия не может рассматривать реализацию американской глобальной программы ПРО изолированно, в качестве сугубо оборонительной акции. Более того, по словам В.Чуркина, Москва, возможно, будет наращивать свои стратегические наступательные вооружения в ответ на размещение элементов американской ПРО вблизи границ России.
В свою очередь министр иностранных дел РФ Сергей Лавров охарактеризовал решение США о создании в Европе подобной системы ПРО как неприемлемое, добавив, что оно коренным образом изменит расклад стратегических сил в Европе. По мнению С.Лаврова, вопрос о необходимости создания такого противоракетного щита требует всестороннего обсуждения, и Россия готова принять участие в таких дискуссиях на всех уровнях и в любой форме.
Вашингтон намерен разместить на территории Польши 10 ракет-перехватчиков, а в Чехии построить радиолокационную станцию. Как заявляет американская администрация, эти меры необходимы для защиты Европы от возможных ракетных атак со стороны так называемых "государств-изгоев", в частности Ирана и КНДР. Что же касается России, то США неоднократно заявляли о том, что для РФ это никакой опасности не представляет, и даже предложили российским военным экспертам посетить место строительства объектов противоракетной обороны в Польше.
Тем не менее, планами американцев обеспокоена не только Россия. Свои опасения выразили также Германия и Франция, которые полагают, что развертывание в Европе элементов американской ПРО приведет к новой гонке вооружений.
Отметим также, что если Вашингтон готов разместить системы ПРО в Европе, мотивируя это необходимостью защиты от "стран-изгоев", то Россия планирует обороняться от возможных угроз совместно с Белоруссией путем создания единой системы противовоздушной обороны (ПВО). Главком ВВС РФ В.Михайлов заявил сегодня журналистам, что "разговаривал с командующим ВВС-ПВО Республики Белоруссии генерал-майором Игорем Азаренком". По его словам, подписание договора с Белоруссией, возможно, состоится уже 20 апреля.
"Все документы готовы, решение нашего Верховного главнокомандующего имеется, с МИДом подписание согласовано", - подчеркнул В.Михайлов. "Даже если 20 апреля договор не подпишут, это все равно состоится в ближайшее время", - уверен главком. Он убежден, что подписание договора пойдет на пользу обоим участникам союзного государства. /РБК, 19 апреля 2007/

24 апреля

Россия считает глобальную систему ПРО США направленной против нее и сотрудничать в деле ее создания не будет, заявил начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский на пресс-конференции в РИА Новости во вторник.
Балуевский напомнил, что Россия в 1994 году выступила с предложением о необходимости создания системы ПРО в Европе. По его словам, это предложение было зафиксировано в совместном документе и реализовано в совместных действиях в рамках Совета Россия-НАТО.
"Мы, действительно, достигли результатов",- заявил он. "Но сегодня, когда нам предлагается те результаты положить в основу создаваемой глобальной системы ПРО США, мы сотрудничать в деле создания системы ПРО, направленной против нас, не будем",- сказал Балуевский. "Я думаю, вам понятно, почему мы не будем",- обратился начальник российского Генштаба к журналистам. /РИА Новости, 24 апреля 2007 /

27 апреля

Президент России Владимир Путин во время встречи с президентом Чехии Вацлавом Клаусом отметил, что размещение американской системы ПРО представляет для России опасность. "Угроза от размещения в Европе элементов ПРО США равноценна угрозе от размещения крылатых ракет "Першинг", - сказал президент России. Глава Российского государства подчеркнул, что и в том, и в другом случае угроза для РФ абсолютно одинакова. В.Путин подчеркнул, что Россия не прекратит торгово-экономических отношений с Европой после размещения на ее территории элементов американской ПРО (радиостанция "Маяк"). В то же время президент РФ отметил, что руководство страны "не будет истерить" по этому поводу, а просто примет "соответствующие меры". При этом президент РФ пригласил чешских военных специалистов на дискуссию в Генштаб ВС РФ по данной проблеме. В свою очередь В.Клаус по окончании встречи сообщил, что ему не удалось убедить российского лидера в том, что размещение элементов американской ПРО в Чехии не представляет угрозу РФ.
Таким образом, В.Путин в последнее время уже не первый раз затрагивает тему холодной войны в связи с внешней политикой США наших дней. Напомним, "эхом холодной войны" назвали некоторые политики историческое выступление российского президента в Мюнхене. Конечно, не все были так прямолинейны в оценках речи президента, но многим стало ясно, что риторика холодной войны по-прежнему актуальна, пусть в несколько иных формах.
Кроме того, В.Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, предложил объявить мораторий на исполнение Россией обязанностей по членству в ДОВСЕ в ответ на внешнюю политику США в отношении России.
В.Путин пояснил, что НАТО использует положения договора для наращивания своих группировок и размещения баз у границ России. Более того, добавил президент, США готовятся разместить элементы системы ПРО в Польше и Чехии, а такие новые члены НАТО, как Словакия и государства Балтии, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Россия же, подчеркнул В.Путин, продолжала выполнять обязанности по договору, даже несмотря на обострение ситуации в Чечне. Как сообщалось ранее, Вашингтон намерен разместить на территории Польши 10 ракет-перехватчиков, а в Чехии построить радиолокационную станцию. Как заявляет американская администрация, эти меры необходимы для защиты Европы от возможных ракетных атак со стороны так называемых "государств-изгоев", в частности Ирана и КНДР. Россия же рассматривает эти планы как вторжение США в сферу ее интересов. /РБК, 27 апреля 2007/

30 апреля

Россия не должна вмешиваться в переговоры по установке американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе, заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Третьи силы не должны вмешиваться в дела независимой страны, считает он. "Любое суверенное государство Европейского Союза имеет право на совместные с другими странами проекты по обеспечению безопасности", - сказал глава Еврокомиссии. В то же время Ж.М.Баррозу выразил недовольство по поводу планов РФ о приостановке выполнения условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), передает Associated Press со ссылкой на американские СМИ. "Мы очень разочарованы таким намерением России", - сказал он. /РБК, 30 апреля 2007/

Россия - НАТО

26 апреля

НАТО ждет объяснений относительно сегодняшнего заявления президента России Владимира Путина о введении моратория на исполнение обязанностей России по членству в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом заявил генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер в преддверии начавшейся в столице Норвегии г. Осло встречи министров иностранных дел стран НАТО и главы российского МИД Сергея Лаврова в рамках совета Россия - НАТО.
"Я надеюсь, министр иностранных дел России Сергей Лавров объяснит слова своего президента", - передает Reuters слова генсека НАТО, сказанные журналистам перед началом встречи.
Ранее сегодня, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, В.Путин предложил объявить мораторий на исполнение обязанностей России по членству в ДОВСЕ. По словам президента, мораторий должен действовать до тех пор, пока все без исключения страны НАТО не ратифицируют этот договор и не будут его беспрекословно исполнять. Этот вопрос, по мнению В.Путина, должен быть рассмотрен советом Россия - НАТО. Президент попросил Федеральное собрание поддержать инициативу, выразив уверенность в том, что обе палаты это сделают.
В.Путин пояснил, что НАТО использует положения договора для наращивания своих группировок и размещения баз у границ России. Более того, добавил президент, США готовятся разместить элементы системы ПРО в Польше и Чехии, а такие новые члены НАТО, как Словакия и государства Прибалтики, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Россия же, подчеркнул В.Путин, продолжала выполнять обязанности по договору, даже, несмотря на обострение ситуации в Чечне. Вместе с тем сегодня ночью государственный секретарь США Кондолиза Райс, прибывшая в Осло на встречу, в очередной раз заявила, что планы Пентагона не могут угрожать российским средствам ядерного сдерживания. По ее словам, Вашингтон должен развеять "подозрения", относящиеся к временам холодной войны, о том, что американская система ПРО в Европе направлена против России, хотя это "просто смешно". /РБК, 26 апреля 2007/

26 апреля

Выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) никак не скажется на балансе сил в Европе, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Баланс сил уже давно нарушен в сторону стран НАТО, и нарушен радикально в пользу стран НАТО", - сказал он, отвечая на вопросы журналистов в Осло. "Сама логика ДОВСЕ была обесценена, и договор стал по сути бессмысленным", - добавил министр.
Лавров отметил, что Россия практически является единственной страной, которая выполняет этот договор "в надежде, что он будет ратифицирован в его адаптированном виде".
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил объявить мораторий на исполнение Россией ДОВСЕ и выйти из договора, если НАТО не сократит вооружения. Путин отметил, что западные партнеры договор не ратифицировали и не исполняют. Президент предложил обсудить эту проблему в совете Россия-НАТО и, в случае отсутствия прогресса в переговорах, рассмотреть возможность прекращения российских обязательств по ДОВСЕ. /РИА Новости, 26 апреля 2007/

Россия - ЕС

02 апреля

Статья президента Владимира Путина по случаю 50-летнего юбилея Европейского союза и Обзор внешней политики РФ, составленный МИДом и администрацией президента, обрекают отношения России с крупнейшим торговым партнером и родственной цивилизацией на длительную стагнацию. Надежды русских европейцев разбиты, сторонники суверенной демократии торжествуют: Путин впервые напрямую заявил, что Россия не собирается ни входить в Евросоюз, ни вступать с ним в какую-то форму ассоциации.
Значение этих текстов будет посильнее мюнхенской речи. Обида за державу, которая легко читалась в выступлении президента в Германии, вполне предсказуемо трансформировалась в стремление утвердить независимость и самодостаточность России, и, прежде всего по отношению к мощному и богатому европейскому соседу. Фактически президент вежливо предложил размежеваться, ограничиться двусторонними отношениями, сохранив при этом видимость сотрудничества или даже партнерства.
Путин объяснил все, кроме самого главного, почему Россия не собирается участвовать в европейской интеграции или хотя бы сближаться с ЕС? По совершенно очевидным причинам, находим отписку в тексте.
Какие практические последствия будет иметь заявление Путина? О том, как власть намерена развивать отношения с Европой, можно судить по другому документу Обзору внешней политики РФ. А в нем мы находим удивительное утверждение оказывается, несмотря на то, что выработка нового базового договора РоссияЕС является приоритетным вопросом на повестке дня, стороны могут продлить действующее СПС, и в любом случае это, прежде всего проблема самого Евросоюза.
Получается, что Россия готова отдать на откуп европейским партнерам выработку такого фундаментального нормативного документа, как Договор о стратегическом партнерстве, который предложил Путин. Очевидно, что при его подписании мы не найдем там даже намека на уважение интересов России. Может ли произойти подобное? Да, в том случае, если российская власть окончательно встанет на путь самоизоляции и откажется от взаимодействия с Евросоюзом в целом в пользу двусторонних отношений. Но есть ли потенциал у двусторонних связей, реализация которого должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций? Великобритания остается для нас непростым партнером. Страны, присоединившиеся к ЕС в 2004 году, злоупотребляют преимуществами членства для реализации своих политических задач на российском направлении, превращая отношения РоссияЕС в заложника собственных узконациональных интересов.
Однако прямое взаимодействие с лидерами государств Европы не более чем политический инструмент для достижения целей. Но какие цели ставит перед собой Россия? И президент, и авторы Обзора сформулировали их предельно четко введение безвизового режима для граждан России, более высокий уровень экономической интеграции, обеспечение свободы и безопасности на Европейском континенте.
Могут ли они быть достигнуты вне сотрудничества с единой Европой? Нет, не могут. Общий рынок, таможенное право, торговые отношения входят в исключительную компетенцию Брюсселя; а безвизовый режим является составной частью Шенгенского договора, входящего в законодательство ЕС. Ну, разве что обеспечить свободу мы можем в рамках двусторонних отношений с международными организациями. Ведь помогло же председательство России в Совете Европы нейтрализовать намерения Евросоюза по выходу из общеевропейского правочеловеческого пространства путем создания Агентства Евросоюза по основным правам человека.
Как известно, залог успеха любого государства на международной арене кроется в его способности соотносить цели с возможностями и выбирать подходящие средства. Отказ от углубления отношений с Европой, предполагающего сближение стандартов экономической конкуренции и законодательств, противоречит интересам российских граждан. Но власти и крупному государственному бизнесу он, по всей видимости, выгоден. /Независимая газета, Дипкурьер, Екатерина Кузнецова, 02 апреля 2007/

16 апреля

Мясной спор между Москвой и Варшавой грозит испортить очередной саммит России и Евросоюза. Главным достижением этой встречи в верхах, запланированной на 18 мая, могла бы стать договоренность о начале переговоров по новому базовому соглашению, регулирующему весь спектр отношений РФЕС. Однако шансов на то, что формальное обсуждение этого важнейшего документа стартует в мае, все меньше.
Как заявил НГ пресс-секретарь Европейской комиссии (КЕС) Майкл Манн, в ближайшую среду в Брюсселе ждут премьера Польши Ярослава Качиньского. Он приглашен на коллегию комиссаров, то есть заседание КЕС в полном составе. Позднее Качиньский отобедает с председателем КЕС Жозе Мануэлом Баррозу. По словам Майкла Манна, в центре внимания будет проблема разблокирования начала переговоров между ЕС и Россией по новому базовому соглашению. Напомним, что Польша единственная из стран членов ЕС, воспрепятствовавшая осенью 2006 года получению Еврокомиссией мандата на начало переговоров с Москвой. Варшава потребовала предварительного снятия Россией запрета на импорт животноводческой продукции из Польши, введенного в 2005 году. Тогда власти РФ объяснили свой шаг нарушением ветеринарных и фитосанитарных стандартов польской стороной. Москва не спешит с отменой эмбарго, поскольку у нее по-прежнему остаются вопросы по качеству польской продукции.
ЕС тем временем пытается посредничать между Россией и Польшей. 29 марта комиссия передала Москве свои последние данные по инспекциям польских производителей мясной продукции и системы контроля экспорта животноводческих товаров. Россельхознадзор ответил КЕС в минувшую среду, что так и не получил ответа на ряд поставленных вопросов, и предложил провести совместную с экспертами ЕС проверку ряда польских предприятий, а также проводимых в стране мероприятий по устранению выявленных недостатков. Предложение Москвы теперь не устраивает Брюссель. Пресс-секретарь КЕС Филипп Тодд заявил НГ: Мы полагаем, что предоставили Москве исчерпывающую информацию на основе своих последних инспекций и не видим необходимости в новых проверках. По словам Тодда, комиссар ЕС Маркос Киприану должен встретиться в середине этого месяца с министром сельского хозяйства РФ Алексеем Гордеевым. Варшава, с одной стороны, заявляет о гибкости своей позиции. Найти конструктивный компромисс и одобрить мандат комиссии на переговоры с Москвой приоритет как для Польши, так и для остальных стран членов ЕС. Для этого Польша тесно сотрудничает с председательствующей в ЕС Германией и Еврокомиссией, заявил НГ официальный представитель МИД Польши Анджей Садош. По его словам, Варшава надеется, что усилия КЕС, направленные на поиск решения проблемы мясного эмбарго, приведут к успеху. Но, с другой стороны, премьер-министр Ярослав Качиньский заявляет, что Варшава откажется от вето, если РФ снимет эмбарго и Польша получит удовлетворительные условия в сфере энергетики. Чуть менее категоричен президент Лех Качиньский: Я знаю, что мы отзовем (вето. НГ), если получим гарантию, что эмбарго будет снято. Руководителей стран членов ЕС не так уж часто приглашают на коллегию комиссаров. Пресс-секретарь Еврокомиссии Майкл Манн в беседе с НГ подчеркнул, что визит Качиньского не является чрезвычайным. Однако очевидно, что у комиссии остаются считанные дни, чтобы урегулировать проблему с разблокированием мандата на переговоры с Москвой. 23 апреля состоится заседание министров иностранных дел 27 стран членов ЕС. На нем КЕС, наконец, может получить мандат на переговоры с Москвой. В тот же день пройдет встреча постоянного совета сотрудничества РФЕС, на которой, как сообщил НГ постоянный представитель РФ при Европейских сообществах Владимир Чижов, ситуация должна проясниться.
Москва и Брюссель, как и в ноябре прошлого года, успокаивают, что действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС остается в силе до появления нового договора о стратегическом партнерстве. /Независимая газета, Дипкурьер, Андрей Терехов, 16 апреля 2007/

Россия - Эстония

27 апреля

Совет Федерации утвердил текст заявления в связи с ситуацией, сложившейся вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине, в котором официально призвал правительство России разорвать дипломатические отношения с Эстонией. "Эстонские радикалы довели свой замысел до кровавых столкновений, происшедших в Таллине 26-27 апреля 2007г. Этого и следовало ожидать", - отмечается в заявлении.
Совет Федерации неоднократно предупреждал эстонские власти о пагубности идеи демонтажа памятника советским воинам в столице Эстонии. К сожалению, многочисленные протесты российской, эстонской и международной общественности не смогли предотвратить наглые выходки неонацистов, широко представленных в руководстве эстонского государства. Снос памятника накануне 9 мая - всего лишь штрих в пагубной для самого эстонского народа политике, которую ведут провинциальные поклонники нацизма. Они безответственно забывают, что политики приходят и уходят, а народы соседствуют всегда. Снос памятника и глумление над телами погребенных воинов - всего лишь свидетельство мстительного отношения и к русским, волей истории живущим на территории Эстонии, и к России. Отвратительно, что эстонские националисты, превратившие свою победу на выборах в триумф реваншизма, сегодня чувствуют свою полную безнаказанность. Брюссель безмолвствует, встав в позу стороннего наблюдателя бесчинств, творимых руководством Эстонии - государства-члена ЕС и НАТО. Верная своим добрососедским принципам внешней политики, Россия все это время ограничивалась предупреждениями, надеясь если не на историческую порядочность, то, по крайней мере, на практичность эстонского руководства. "Наши надежды не оправдались. Хватит. Совет Федерации призывает руководство РФ принять комплекс мер, вплоть до самых жестких, включая разрыв дипломатических отношений", - отмечается в заявлении верхней палаты российского парламента. /РБК, 27 апреля 2007/

Памяти Б. Н. Ельцина

23 апреля

Генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер, выразив соболезнования в связи со смертью первого президента России Бориса Ельцина, отметил вклад Ельцина в демократическое развитие российского государства.
"Я опечален известием о кончине Бориса Николаевича Ельцина, первого президента России... Первого президента России будут вспоминать за его мужество при выборе нового демократического пути для своей страны", - говорится в заявлении генсека НАТО, текст которого пресс-служба альянса распространила среди корреспондентов российских СМИ в Брюсселе.
Генсек НАТО отметил, что Ельцин "всегда был на передовом фронте борьбы по преодолению последствий холодной войны, установив новые отношения между Россией и Североатлантическим Союзом".
По его словам, "эти исторические усилия отбросили в сторону страхи прошлого в пользу сотрудничества, целью которого является противостояние новым общим угрозам и вызовам". "Эти усилия отражены в подписанном первым президентом России Основополагающем акте Россия-НАТО", - говорится в заявлении.
Борис Ельцин, который занимал пост главы российского государства с 1991 по 1999 год, скончался в Центральной клинической больнице в понедельник, 23 апреля, в 15.45. /РИА Новости, 23 апреля 2007/

23 апреля

Последние события в России, связанные со смертью первого президента России Бориса Ельцина, комментируют зарубежные политики.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, выступая перед журналистами, заявил, что Борис Ельцин, ставший ключевой фигурой в посткоммунистическую переходную эпоху в России, сократил пропасть, разделявшую Запад и Восток. "Как перед президентом перед ним стояли глобальные вопросы и сложнейшие задачи, но ему, несомненно, удалось сократить пропасть, разделявшую Запад и Восток, и заменить конфронтацию сотрудничеством", - подчеркнул Ж.М.Баррозу. По словам председателя Еврокомиссии, Борис Ельцин отличался огромной смелостью и отвагой, он всегда стремился защищать свободу.
Соболезнования в связи с кончиной первого российского президента также выразил МИД Великобритании. "Мы все очень огорчены известием о смерти бывшего президента России Б.Ельцина", - говорится в сообщении внешнеполитического ведомства Великобритании. "В августе 1991г. Б.Ельцин, рискуя собственной жизнью, смело и отважно защищал принципы демократии, а как первый избранный путем демократических выборов президент России он руководил страной в тяжелые постсоветские дни", - говорится в заявлении. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, в свою очередь, назвал Бориса Ельцина выдающимся человеком, который видел необходимость демократических и экономических реформ в России. "Он выступал в защиту свободы и демократии, он сыграл ключевую роль в тяжелый период российской истории", - добавил британский премьер.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая после заседания глав МИД стран Евросоюза в Люксембурге, отметил, что Б.Ельцин был лидером России "на протяжении восьми решающих лет". "Президент Ельцин смотрел в сторону Европы и открыл для Европы Россию", - заявил Франк-Вальтер Штайнмайер.
Отклики на смерть Б.Ельцина поступили и из Соединенных Штатов. Официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак заявил, что бывший президент России провел страну через период исторической трансформации. "Наши мысли и молитвы обращены к его семье и российскому народу", - добавил американский дипломат.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в своем заявлении сказал, что из жизни ушел "лидер нации в полном смысле этого слова, настоящий патриот своей страны, выдающийся государственный деятель, душой болевший за Россию и ее народ". "Белорусы навсегда сохранят в своих сердцах память о Борисе Николаевиче - истинном друге и большом политике, с именем которого связаны наиболее значимые и памятные страницы в развитии союзных отношений между белорусским и российским народами", - подчеркнул А.Лукашенко.
Президент Украины Виктор Ющенко направил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором выразил свои соболезнования. "Ушел из жизни великий демократ и масштабный политик, с именем которого связана целая эпоха в мировой истории. Вклад Бориса Ельцина в возрождение Российского государства, утверждение принципов свободы, равноправия и суверенности на постсоветском пространстве, в справедливое обустройство современного мира уникален, он сопоставим со свершениями крупнейших исторических лидеров", - говорится в письме главы украинского государства. Выразил свои соболезнования семье первого президента России и председатель Верховной рады Украины Александр Мороз. "Борис Николаевич Ельцин и все, что с ним связано, - важная веха в современной мировой истории. Вряд ли о ком можно так еще говорить за последние десятилетия", - отметил он. "С годами аналитики сделают выводы о его успехах и ошибках, но его влияние на получение Украиной независимости, налаживание отношений между Россией и Украиной не подвергается сомнению. Именно с этой точки зрения нам стоит судить о человеке, государственном деятеле. И сожалеть в связи с его кончиной", - сказал А.Мороз. /РБК, 23 апреля 2007/


Copyright © 2005-2007   Центр европейской безопасности