Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet ноябрь 2006"

Расширение, миротворчество, глобальная безопасность

01 ноября

Польша обещает учесть мнение России в вопросе о строительстве военных баз НАТО на своей территории. С таким заявлением выступил министр обороны этой страны Радек Сикорски перед вылетом в Вашингтон. Однако Варшава все же не намерена отказываться от своих планов. Поскольку обсуждение создания базы ПРО в Польше идет уже не первый месяц, Россия неоднократно предупреждала, что этот шаг подорвет баланс в регионе, поскольку цель базы не столько защита США от нападения террористов, сколько создание возможностей перехвата российских стратегических ракет на начальном периоде их траектории, когда они наиболее уязвимы. /РосБизнесКонсалтинг, 01 ноября 2006/

02 ноября

НАТО не располагает достаточными силами в Афганистане для достижения скорой победы над мятежниками из радикального исламского движения "Талибан". Поэтому миротворческие силы ISAF в ближайшие месяцы будут уделять усиленное внимание задачам мирного восстановления Афганистана. Об этом заявил командующий миротворческими силами ISAF в Афганистане, британский генерал Дэвид Ричардс в интервью газете "Файнэншл таймс". Генерал Ричардс утверждал, что в прошедшие месяцы силам ISAF удалось стабилизировать ситуацию в Афганистане. Тем временем генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер призвал руководство ООН, Европейского Союза и других международных организаций уделять больше внимания ситуации в Афганистане, где проводится, по его мнению, самая важная операция Североатлантического альянса. В противном случае Афганистан может вновь превратиться в экспортера терроризма. Де Хооп Схеффер потребовал также оказания международной помощи НАТО в борьбе с производством наркотиков в Афганистане, признав, что самостоятельно альянс не может решить эту проблему. /Deutsche Welle World.de, 02 ноября 2006/

06 ноября

НАТО не преследует цель стать глобальным военно-политическим союзом, заявил генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер. "Наша (альянса) трансформация нацелена не на это. То, какая НАТО нам необходима и какую мы успешно создаем, представляет собой альянс, который защищает своих членов от глобальных угроз: терроризма, распространения оружия массового поражения и несостоявшихся государств", - цитирует пресс-служба НАТО заявление де Хооп Схеффера. Вместе с тем, генсек НАТО заметил, что процесс обеспечения глобальной безопасности сегодня все в меньшей степени ограничивается рамками географических координат. "Сегодня свыше 50 тысяч несут службу под командованием НАТО, участвуя в операциях и миссиях на трех континентах. Никогда ранее мы не видели, чтобы наши ресурсы были столь простирающимися. И поскольку спрос на НАТО не уменьшится, а определенно будет расти, мы должны быть уверены в том, что альянс в состоянии его обеспечить", - заявил де Хооп Схеффер. /РИА Новости, 06 ноября 2006/

14 ноября

Газета "Файнэншл таймс" (американское издание) опубликовала информацию, о том , что на прошлой неделе экономический комитет НАТО разослал послам всех 26 стран-членов Североатлантического альянса конфиденциальный доклад, в котором утверждается, что Россия, возможно, стремится создать газовый картель с участием Алжира, Катара, Ливии, государств Центральной Азии и, может быть, Ирана, чтобы "использовать энергетическую политику для достижения политических целей, в особенности во взаимоотношениях с соседями, такими как Грузия и Украина".
Первый заместитель пресс-секретаря президента РФ Дмитрий Песков заявил изданию, что утверждение о намерениях России создать газовый картель не имеет под собой "никаких оснований". "Я думаю, авторы подобных утверждений просто не понимают сути позиции России в вопросе об энергетической безопасности", - сказал Песков. "Наш главный тезис - взаимозависимость производителей и потребителей мы зависим в равной степени от европейских потребителей", - отметил он.
"Файнэншл таймс" отмечает, что аналитики и руководители мировых энергетических компаний ставят под сомнение предостережение натовских экономистов. Они напоминают, что международная торговля природным газом ведется на иных условиях, чем торговля нефтью, и создание какого-либо картеля по типу ОПЕК в этих условиях затруднено. /РИА Новости, 14 ноября 2006/

29-30 ноября

В Риге завершилась официальная часть саммита НАТО. "Саммит оправдал надежды, так как удалось выйти из тупика по многим вопросам", - заявил генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер. Среди решенных вопросов - увеличение численности контингентов и интенсификация военных действий в Афганистане всеми членами НАТО, вопросы о военной и политической реформах блока и возможности присоединения к альянсу новых членов. Вопрос о присоединении к НАТО Грузии и Украины на саммите не поднимался, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и Яап де Хооп Схеффер ограничились лишь общими фразами о "необходимости продолжения диалога" и "поощрения стремлений вступать в НАТО". Однако ясно, что Албания, Македония и Хорватия почти наверняка получат приглашения вступить в альянс на следующем саммите. Он пока намечен на весну 2008 года. Видимо, тогда же некие новые импульсы получит движение к вступлению в НАТО Боснии и Герцеговины, Черногории и Сербии.
Расширение НАТО не является угрозой для России, заявил заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэн Фрид после саммита альянса в Риге. Расширение НАТО "может быть положительным для России, так как членство в НАТО большинства стран к западу от нее создает мирное, более стабильное окружение. Мы все знаем об обеспокоености России, но у России нет и никогда не было права вето на членство в НАТО", - отметил он.
Расширение НАТО затруднит модернизацию альянса, в котором он так нуждается, считает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. "НАТО нуждается в модернизации, но чем больше будет новичков-участников, тем труднее это делать", - считает он. Решение об увеличении численности военнослужащих НАТО в Афганистане, в том числе за счет Франции и Германии продиктовано наступлением талибов, подчеркнул сенатор. Говоря о дискуссии на саммите НАТО вокруг энергетической безопасности, Маргелов выразил предположение, что это должно было выглядеть "неким предупреждением о давлении, которое НАТО собирается оказывать на отношение по поводу энергоресурсов. Если речь идет о давлении на Россию, то вряд ли это намерение увенчается успехом. Россия уже достаточно показала свою неуступчивость во всем, что касается ее ресурсов", - сказал сенатор. /Би - Би - Си, РИА Новости, 29 - 30 ноября 2006/

Российско грузинские отношения

02 ноября

Президент России Владимир Путин отказался встретиться с главой МИД Грузии Гелой Бежуашвили, констатирует "Время новостей". Высокопоставленный грузинский чиновник встречался с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Расплывчатые заявления министров после встречи "означают, что стороны опять обменялись привычными аргументами, но особого взаимопонимания не достигли", считает издание.
Между тем президент Грузии Михаил Саакашвили сравнил действия российских властей по отношению к грузинам с действиями царских чиновников XVIII века по отношению к евреям, лишавшимся права собственности и выселявшимся за черту оседлости, продолжает "Время новостей".
Однако главным предметом является отношение к самопровозглашенным государствам на территории Грузии. Тбилиси считает, что Россия заинтересована в сохранении раздробленности Грузии. Некоторые грузинские политики говорят о желании Москвы аннексировать Абхазию и Южную Осетию. Тем временем в Абхазии лидер сванских мятежников Эмзар Квициани, выступая по местному телевидению, взял на себя ответственность за обстрел машины грузинского МВД в верхней части Кодорского ущелья, контролируемой грузинскими властями. В прошлом лояльный Тбилиси, Квициани заявил, что сваны будут продолжать сопротивление. /BBCRussian.com, Время новостей, Коммерсант, Независимая газета 02 ноября 2006/

13 ноября

Новый виток российско-грузинской конфронтации до предела актуализировал роль НАТО в постсоветской геополитике и в разрешении замороженных конфликтов в СНГ. Неправильно отождествлять НАТО и США. НАТО это сложный институт, который принимает все решения (включая и позиции по замороженным конфликтам) на основе консенсуса. Именно это превращает альянс (особенно с его расширением) в недостаточно мобильный и эффективный институт. НАТО не может одобрять или не одобрять оборонное взаимодействие отдельных своих членов. Если США рассматривают Кавказ как тыл своего ближневосточного фронта, то страны ЕС как полигон для обкатки политики добрососедства. Одной из главных проблем российской дипломатии является неумение четко сформулировать суть натовских страхов. Россия опасается не самого альянса, который переживает не лучшие времена. К тому же РФ вовлечена в кооперацию с НАТО, и Москва довольна уровнем сотрудничества. Не вступая в блок и являясь членом совета РоссияНАТО, она имеет равный голос с другими полноправными членами альянса. Участвует Россия и во многих натовских проектах. Сегодня блок переживает серьезный кризис целей и ценностей. Постоянное его расширение за счет вчерашних вассалов Советского Союза сделало НАТО куда менее мобильным, зато более гетерогенным с точки зрения политических интересов. Россию пугает расширение блока за счет государств, мягко говоря, не дружественных нашей стране, что может изменить российский вектор политики НАТО. В этом плане наибольшую тревогу вызывают особые условия, которые Брюссель представляет натовским неофитам. По умолчанию их рассматривают как беглецов от империи, а потому как молодые демократии, хотя в реальности до европейской демократии им далеко. Одним из важнейших условий для вступления в НАТО до сих пор был внутриполитический консенсус в политической элите и в народе страны-кандидата. Очевидно, что ни на Украине, ни в Грузии таких консенсусов нет. Однако после принятия резолюции Совбеза ООН по Грузии мнение официальных представителей альянса было заметно скорректировано. В одном из последних интервью генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, заявил: Это не означает, что Грузия вот-вот вступит в НАТО. Хотя Тбилиси явно к этому стремится, дальнейшие шаги будут зависеть от того, насколько Грузия привержена основным принципам НАТО, таким как мирное разрешение внутренних и внешних разногласий. Речь идет об урегулировании конфликтов с Абхазией и Южной Осетией. Поэтому закономерен вопрос: а стоит ли обнадеживать потенциальных членов перспективами их скорейшего присоединения к блоку, если это долгий и растянутый во времени процесс? Не честнее было бы дать понять, что НАТО не политический ресурс в их борьбе с Россией. Тем более что под борьбу с имперскими поползновениями зачастую маскируются собственные этнократические и авторитарные тенденции. /Независимая Газета, Дипкурьер, Сергей Маркедонов, мнение автора может не совпадать с мнением редакции, 13 ноября 2006/

14 ноября

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис назвал бесполезным и несвоевременным референдум о независимости Южной Осетии. По словам генсека СЕ, состоявшееся "голосование никоим образом не способствовало поискам мирного политического урегулирования ситуации" вокруг Южной Осетии. Как полагает Дэвис, "результаты (референдума) не будут признаны международным сообществом".
В качестве свободного волеизъявления народа Южной Осетии расценил МИД РФ состоявшиеся там в минувшее воскресенье президентские выборы и референдум. Об этом говорится в комментарии, распространенном в понедельник Департаментом информации и печати российского внешнеполитического ведомства. "Нравится это кому-то или нет, мы в данной ситуации имеем дело со свободным волеизъявлением народа Южной Осетии, выраженным посредством демократических процедур. И как бы ни пытались в Грузии или ряде западных государств принизить значение этого события, оно тем не менее имеет знаковый характер. Не считаться с этим по меньшей мере недальновидно", - подчеркнули в МИД России. "Согласно опубликованным сегодня ЦИК Южной Осетии результатам, за независимость республики проголосовали 99% избирателей. Кандидатуру действующего президента Эдуарда Кокойты поддержали 96% из числа голосовавших. При этом явка избирателей составила 95,2%, что является весьма высоким показателем даже для стран "устоявшейся демократии", констатировали в МИД РФ, обратив внимание на то, что наблюдателями не выявлено ни давления, оказываемого на избирателей, ни их запугивания. /По материалам РИА Новости, 13-14 ноября 2006/

Мировое сообщество

06 ноября

Германия призывает членов Европейского союза к совместной "перестройке". Немецкое правительство полагает, что "сегодняшние вызовы резко отличаются от тех, с которыми ЕС имел дело в период своего становления", а посему, после 50 лет успешной истории "уникальной в мире модели добровольного союза демократических государств" настал момент для дальнейших изменений.
Первым среди необходимых для Евросоюза новшеств в заявлении называется принятие конституции ЕС. Федеральное правительство намерено сделать все от него зависящее, чтобы выполнить поручение Совета ЕС от июня 2006 года и найти путь к успешному продолжению конституционного процесса, который придаст новую динамику европейскому объединению. Правительство также призывает "четче обозначить внешние контуры Европы". "Политическое образование без границ не может быть жизнеспособным. Однако при завершении объединения континента нам не следует увлекаться - этого требует от нас наша ответственность за идентичность Европы", - подчеркивается в заявлении. Энергетика и защита климата названы в документе "центральными вопросами, определяющими будущее континента в 21 веке". "В условиях своей высокой зависимости от импорта энергии Европа нуждается в европейской энергетической политике", - подчеркивает федеральное правительство. Еще одним важным направлением своей будущей председательской деятельности Германия считает активизацию сотрудничества полицейских и прокурорских органов ЕС в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. "При этом ЕС будет руководствоваться защитой гражданских свобод", - подчеркивается в заявлении.
При выполнении всех намеченных задач в период своих председательских полномочий федеральное правительство намерено "тесно сотрудничать со следующими председателями ЕС - Португалией и Словенией, чтобы с помощью такого "президентского треугольника" в последующие 18 месяцев повысить уровень преемственности европейской политики". /РИА Новости, 06 ноября 2006/

07 ноября

Международная консалтинговая фирма Control Risks опубликовала прогноз на 2007 год. В нем предполагается, что Москва будет придерживаться курса на госконтроль над природными ресурсами, превращая энергетику в "эффективное политическое оружие".
"В будущем году в США, России и Китае ожидается принятие крупных решений, которые окажут серьезное воздействие на бизнес", - отмечается, в частности, в документе. Если в случае с США это связано с переменами в ближневосточной политике, с Китаем - в повороте рыночной либерализации к большей конкурентоспособности, то сдвиги в России Control Risks увязывает с предстоящими парламентскими и, особенно, президентскими выборами. "С приближением конца срока правления президент Путин удвоит усилия по расширению государственного контроля над экономикой и особенно над природными ресурсами", - убеждены авторы прогноза. По их мнению, "развитие таких государственных гигантов, как "Газпром", являющихся одновременно коммерческими великанами и инструментами государственной политики, показывает эффективность политики передачи реальной власти в руки Кремля".
Control Risks считает, что политическая конъюнктура в России влечет за собой риски "среднего уровня". К этой же категории консультанты относят бывшие советские республики Армению, Азербайджан, Киргизию, Молдавию, Украину и Узбекистан. Сюда же включены США, Великобритания и Япония, политические устои в которых названы "стабильными", но "склонными к негативным переменам".
В Белоруссии, Таджикистане и Туркмении, наряду с Афганистаном, Ираком и Северной Кореей степень политического риска для предпринимателей оценивается как "высокая". Андорра, Финляндия, Исландия, Сингапур и Лихтенштейн названы среди государств, где угрозы деловым интересам представляются "незначительными". /Би-Би-Си, 07 ноября 2006/

13 ноября 2006

Интеграционные процессы в Центральной Азии (ЦА) для Европы сегодня очевидны. Несмотря на высокую плотность различных проектов (ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС, ШОС), неясно, в каком направлении пойдет центрально - азиатская интеграция.
Северный сценарий. Для России укрупнение ЕврАзЭС (за счет Узбекистана) выгодно. Так, преимуществом является наличие сохранившейся старой (советской) трубопроводной и транспортной инфраструктур, ведущих основные энергетические и товарные потоки в Россию и через Россию, растущая сила Казахстана. Слабость северного сценария в том, что он завязан на перспективах СНГ. Поскольку будущее главного института постсоветского пространства вызывает много вопросов, то и варианты интеграции в его рамках воспринимаются как нежизнеспособные. Хорошим шансом усиления была идея Нурсултана Назарбаева о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) РоссияКазахстанБелоруссияУкраина, которое сжалось до российско-казахстанского формата. Однако местные политические элиты хотели бы иметь еще и некие интеграционные альтернативы. К примеру, вариант: Центральная Азия Южная Азия (Индия, Пакистан), в рамках которого можно, как отмечают в Ташкенте, Астане и других столицах региона, получить неограниченные возможности в обмене товарами, энергоносителями и услугами. Этот вариант рассматривается в регионе как новый, более привлекательный. Проблема в том, что на пути этих заманчивых потоков существуют неспокойный и наркотический Афганистан, разногласия между Индией и пакистаном. Призрачными выглядят варианты интеграции Центральной Азии со странами Южного Кавказа и Причерноморья (ГУАМ). Регион Южного Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан) имеет свои локальные задачи обеспечения экспорта энергоносителей по коридору БакуТбилисиДжейхан, укрепление антироссийской политики по развалу СНГ, отношений с ЕС, НАТО и США.
Восточный сценарий. Контуры восточной (китайской) интеграции видны в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Реализация китайской повестки в рамках ШОС может привести к созданию на территории Евразии нового интеграционного пространства, ориентированного на КНР. Тогда можно констатировать, что сложится новое посткитайское пространство, основанное на стратагемы возвращения окраинных (земель ЦА) Поднебесной. С учетом интеграционных планов Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности по проекту АСЕАН+3 (Япония, Южная Корея, Китай) или АСЕАН + Китай, можно будет говорить об успехах глобализации по-китайски. Для России и стран региона китайский экономический ресурс (инвестиционный, технологический и торговый) нужен, но в дозированных объемах. Москва заинтересована в реализации интеграционной модели: российские товары и инвестиции энергоносители, сырье (уран, молибден) ЦА китайские инвестиции, товары, технологии. Невыгодной для региона является китайская версия, которая уже реализуется: китайские товары в обмен на сырье и энергоносители ЦА, которая фактически подрывает только поднимающиеся отрасли легкой и тяжелой промышленности стран региона, делая эту торговлю исключительно сырьевой. Другой ресурс усиления России создание энергетического клуба ШОС. Для КНР растущий дефицит энергоносителей ахиллесова пята экономики. Энергетическая кооперация РФ, стран ЦА и КНР могла бы работать на всех участников проекта в равной степени, усиливая при этом ценность и особое значение поставщиков энергоносителей России, Казахстана и Узбекистана.
Перспективы. Китайская интеграция в Евразии, включая Центральную Азию, неоднозначна. Рентабельность ключевых проектов ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, несмотря на риски, остается довольно высокой. Главным здесь представляется проведение разумной политики дозированного использования огромного и стремительно растущего китайского ресурса в процессах интеграции и сотрудничества. В пользу ШОС говорит и определенная идеологическая мотивация, объединяющая Москву и Пекин, а именно не декларируемая доктрина сдерживания США и союзников. Ее можно интерпретировать и как новую версию постбиполярного мира, которая уже проявляется в скрытом противостоянии ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, с одной стороны, и проектов НАТО, обновленного ГУАМ, Демократической оси ПрибалтикаУкраинаПольшаГрузия и других альтернативных России и Китаю проектов с другой. Инвариантность есть. Интеграция региона ЦА вокруг российско-казахстанской оси в рамках углубления существующих проектов (ЕврАзЭС и ОДКБ). Объединение вокруг китайско-казахстанской оси, расширение ШОС или появление модифицированных китайских проектов. Последний сценарий часть более масштабной евразийской стратагемы Китая, в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет совпадать с российскими интересами национальной безопасности. /Независимая Газета, Дипкурьер, Сергей Лузянин, мнение автора может не совпадать с мнением редакции, 13 ноября 2006/

Ближневосточный кризис

02 ноября

Израиль начал операцию с участием танков и вертолетов в секторе Газа, близ города Бейт-Ханун. Израильские военные заявляют, что за последние несколько месяцев из этого города было выпущено более 300 ракет по территории Израиля. Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас и палестинский премьер Исмаил Хания назвали происходящее "бойней". Между тем лидер ливанской группировки "Хезболла" Хасан Насралла заявил, что его организация ведет "серьезные переговоры" с Израилем об обмене захваченных в июле солдат на заключенных, содержащихся в израильских тюрьмах. /ВВСRussian.сom, 02 ноября 2006/

06 ноября

Партия ФАТХ главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса и правящее движение "Хамас" достигли соглашения о формировании правительства национального единства. По словам члена фракции "Хамас" в Законодательном совете Яхьи Муссы, во главе кабинета станет новый премьер-министр, пост которого сейчас занимает представитель "Хамас" Исмаил Хания. Имя кандидата определено, но не называется. Одним из ключевых вопросов, по которому ФАТХ и "Хамас" не могут договориться, является проблема признания Израиля. Выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, Махмуд Аббас фактически пообещал, что новый палестинский кабинет признает Израиль. /РосБизнесКонсалтинг, 06 ноября 2006/

26 ноября

По меньшей мере три ракеты "Касам" были выпущены палестинскими боевиками по израильской территории всего через несколько часов после того, как вступило в силу соглашение о прекращении огня. Ответственность за обстрел уже взяла на себя террористическая группировка "Бригады аль-Кудс", военизированное крыло "Исламского Джихада". "Обстрелы еврейского государства продолжатся до тех пор, пока израильская армия не прекратит наступательные операции в Палестинской автономии (ПА)", - пообещал представитель "Исламского джихада". Би-би-си сообщает, что сегодняшний обстрел был произведен потому, что не все израильские войска покинули сектор Газа. Накануне премьер-министр Палестинской автономии Исмаил Хания встретился в Газе с представителями некоторых палестинских группировок, имеющих отношение к ракетным обстрелам Израиля. Они, в свою очередь, заверили премьера в готовности соблюдать соглашение. /Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников, 26 ноября 2006/

Ядерные программы

01 ноября

Северная Корея согласилась вернуться к шестисторонним переговорам, направленным на поиски выхода из тупика, связанного с ядерной программой Пхеньяна. Япония же заявила, что продолжит поддерживать режим санкций в отношении Северной Кореи, несмотря на готовность Пхеньяна возобновить переговоры о своей ядерной программе, и будет и далее требовать от Пхеньяна полностью отказаться от ядерной программы. Представитель США, заместитель госсекретаря Кристофер Хилл, позже заявил, что переговоры могут возобновиться уже в ноябре, Пхеньян при этом, не поставил никаких условий для их возобновления. /BBCRussia.com, 01 ноября 2006/

10 ноября

В Москве секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани подчеркнул, что его страна "пересмотрит отношения с МАГАТЭ", если резолюция будет принята без учета поправок, внесенных Россией. При этом он не исключил вариант создания совместного предприятия по обогащению урана на территории России. Москва же, по словам председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, ждет от Ирана подтверждения того, что его ядерная программа не трансформируется из гражданской в военную. /BBCRussia.com, 01 ноября 2006/


Copyright © 2005-2006   Центр европейской безопасности