Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet декабрь 2005"

Расширение

01 декабря 2005

47% жителей Украины поддерживают идею о присоединении их страны к Евросоюзу. Исследование общественного мнения проведено компанией TNS-Sofres по заказу независимой международной организации "Ялтинская Европейская Стратегия". Против высказались 32%, респондентов, а "категорически против" - 21%. /Интерфакс, Day.Az, 01 декабря 2005/

РОССИЯ, СНГ и Международные организации

02 декабря 2005

1 декабря в Киеве прошел митинг на Майдане Незалежности, знаменуя открытие Саммита Украина - ЕС. /ИТАР - ТАСС, 02 декабря 2005/

03 декабря 2005

Грузия готова принять закон о неразмещении на ее территории иностранных военных баз, об этом заявил журналистам министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили, находящийся с визитом в Киеве в составе грузинской делегации. " Без всяких двусторонних обязательств мы сделаем такой шаг - примем документ по неразмещении в Грузии военных баз иностранного государства", - заявил Гела Бежуашвили. /РИА-Новости, 03 декабря 2005/

05 декабря 2005

Госсекретарь США Кондолиза Райс в течение недели посетит Германию, Румынию, Украину и Бельгию. В Германии К.Райс проведет встречу с новым федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель, во время которой среди прочих будет обсуждаться вопрос "распространения демократии в таких государствах, как Беларусь", сообщает пресс-служба Госдепартамента. К.Райс также обсудит с А.Меркель возможные пути поддержки украинского народа после "оранжевой революции". В Киеве глава американского внешнеполитического ведомства планирует обсудить с украинским правительством необходимость следования демократическим курсом, а также вопросы помощи в этом со стороны США. В Бельгии запланировано участие К.Райс в заседании министров иностранных дел стран НАТО. Госсекретарь также проведет ряд двухсторонних встреч с европейскими коллегами и представителями России. /Хартыя 97, 05 декабря 2005/

05 декабря 2005

"В самом ближайшем будущем мы можем стать свидетелями большого прогресса в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - заявила комиссар Евросоюза по внешним отношениям и Европейской политике соседства Бенита Фереро-Валднер, выступая в ходе заседания Совета глав МИД ОБСЕ в Любляне. Говоря о других нерешенных конфликтах на Кавказе, комиссар ЕС выразила надежду, что "мирная программа Грузии и российско-грузинские договоренности о выполнении Стамбульских обязательств обеспечат прогресс в деле урегулирования конфликтов в Южной Осетии и Абхазии ". Она отметила, что Еврокомиссия намерена в ближайшем будущем в рамках Европейской политики соседства подписать Программы действий с Арменией, Грузией и Азербайджаном./PanARMENIAN.Net, 5 декабря 2005/

Принятые документы

07 декабря 2005

На саммите министров иностранных дел стран ОБСЕ в Любляне была принята специальная декларация по Грузии, в которой зафиксирована поддержка предложенного Тбилиси плана урегулирования грузино - осетинского конфликта. Комментируя изменение своей позиции по вопросу югоосетинского урегулирования, глава МИД РФ России Сергей Лавров заявил, что к поддержке грузинского плана российская сторона пришла "путем переговоров напрямую между российской и грузинской делегациями". На люблянском саммите ОБСЕ не было принято итоговой декларации, поскольку Россия отказалась зафиксировать в документе пункт о необходимости окончательного вывода российских войск из Грузии и Молдавии, протестуя против увязывания ратификации адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) с выполнением обязательств, взятых на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. В Москве считают, что эти вопросы уже решаются в рамках двусторонних российско-грузинских и российско-молдавских соглашений. /Lenta.ru, 7 декабря 2005/

Экспертные оценки событий

01 декабря 2005

В Украине начался сбор подписей для проведения референдума о вступлении страны в НАТО. Референдум совсем не на руку украинской власти: граждане не разделяют настроений "оранжевой" элиты, мечтающей о вступлении в североатлантический союз. В ходе референдума украинцам предлагается ответить на такие вопросы: "Согласны ли Вы с тем, чтобы Украина стала членом Организации Cевероатлантического договора (НАТО)?" и "Поддерживаете ли Вы участие Украины в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) вместе с Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь соответственно Соглашению о формировании единого экономического пространства, подписанному 19 сентября 2003 года?" . Сбор подписей продлится до 1 марта 2006 года. Согласно опросам, вступление Украины в НАТО поддерживает лишь 15 процентов населения страны, 48 процентов - категорически против вступления, остальные не определились. В то же время две трети украинцев считают, что Украина должна присоединиться к ЕЭП. Москва тоже не скрывает, что планы Киева присоединиться к альянсу ее не радуют. Стоит отметить, что многие западные аналитики убеждены, что последнее слово в решении "украинского вопроса" может оказаться не за Брюсселем или Киевом, а за ведущими финансовыми и военно-промышленными корпорациями США и их европейскими партнерами и одновременно конкурентами, пишет Страна.ru. Именно они оказывают мощное влияние на стратегию Североатлантического альянса в Европе, в том числе на процесс его перманентного расширения в восточном направлении. По мнению западных экспертов-экономистов, в условиях однополярного мира стратеги НАТО преимущественно решают задачи установления контроля над политической надстройкой, экономикой и военными структурами младших партнеров блока, над рынком вооружений и передовых технологий в Евразии. Признание Украины страной с рыночной экономикой, как отмечает Би-Би-Си, облегчает выход украинских товаров на европейский рынок и усиливает украинские позиции, если тот или иной спор дойдет до арбитражного суда. Украине будет легче отстаивать свои позиции при обвинениях со стороны стран ЕС в намеренном занижении цен. Решение ЕС является признанием глубоких изменений, произошедших в последнее время в экономике Украины. Однако речь идет не только об экономике. Для части новой украинской элиты интеграция в ЕС одновременно означает прекращение доминирования России. Евросоюз в свою очередь также осознает, что изменение тона российско-украинских отношений неминуемо приведет к более серьезным изменениям в жизни этой страны, считает обозреватель Би-Би-Си Стивен Ик. /СМИ. Ru, Елена Денисова, 01 декабрь 2005/

Совет Россия - НАТО (NATO - Russian Council)

События

Совет Россия-НАТО (СРН) на заседании во вторник в Брюсселе на уровне начальников генеральных штабов одобрил план работы военных представителей генштабов России и НАТО на 2006 год. Об этом сообщил журналистам начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский. Он представлял Россию на переговорах. План предусматривает 42 мероприятия по обеспечению оперативной совместимости подразделений сил и средств России и НАТО. "Оперативная совместимость сил и средств России и НАТО сегодня лучше, чем в самом НАТО", - заметил Балуевский. В начале будущего года Росия и НАТО планируют проведение учений подразделений специального назначения, в которых, в частности, примут участие военнослужащие Великобритании, Турции и Франции. Все учения в рамках одобренного плана военного сотрудничества будут проводиться на территории России. /РИА Новости, Александр Шишло, 15 ноября 2005/

На заседании совета Россия-НАТО в Брюсселе принято решение о создании пилотного проекта по подготовке кадров для борьбы с наркотиками в Афганистане и странах Средней Азии. Об этом заявил официальный представитель штаб-квартиры НАТО Джеймс Аппатурай. Эти специалисты, часть которых будет проходить подготовку в Подмосковье, должны будут вести деятельность по обнаружению и пресечению распространения наркотиков в Афганистане и Средней Азии. Было принято решение усилить присутствие Североатлантического альянса в Афганистане, в эту страну будут отправлены еще 6 тыс. военнослужащих НАТО. Глава российского МИДа Сергей Лавров рассказал о деятельности ОДКБ и в связи с этим предложил некоторые направления сотрудничества в рамках совета Россия-НАТО. /АПН Нижний Новгород, Росбалт, 08 декабря/

Совет Россия-НАТО, заседание которого состоялось в Брюсселе на уровне министров иностранных дел, одобрил обширную программу сотрудничества на следующий год и подчеркнул "твердое намерение улучшать понимание целей, принципов и деятельности Совета", передает ИТАР-ТАСС. Программа призвана развить достижения уходящего года. Речь идет о реализации плана действий по борьбе с терроризмом, в частности, участии российских кораблей в антитеррористической операции НАТО по патрулированию Средиземного моря. Подписано и ждет ратификации соглашение о статусе сил, которое определяет правовые аспекты проведения совместных военных учений. Осенью 2006 года в Италии пройдут учения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Россия и НАТО изучают возможности практического сотрудничества в области защиты от ядерных, биологических и химических материалов и веществ. /Вести.Ru, 08 декабря 2005/

Заседание 26 глав МИД стран-членов НАТО началось с неформального закрытого совместного ужина, на котором госсекретарь США Кондолиза Райс разъясняла своим коллегам детали скандала с тайными лагерями ЦРУ в европейских странах и американскими самолетами-тюрьмами, перевозившими над территорией Евросоюза заключенных. Как заявил после встречи глава МИД Бельгии Карел де Гухт, Райс, в частности, подчеркнула, что США "не нарушали международные права и суверенитета отдельных государств, и федеральные власти не давали разрешения на применение пыток к лицам, подозреваемым в терроризме". В заседании Совета НАТО-Россия, в котором с российской стороны принял участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, обсуждался "достигнутый уровень и наращивание взаимодействия Россия-НАТО на основе общих интересов в сфере безопасности". Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин заявил, что Москву вполне устраивают нынешние механизмы сотрудничества в рамках Совета Россия - НАТО и Совета североатлантического партнерства. А представители ОДКБ говорили о том, что как раз об Афганистане, которому сами представители НАТО уделили такое внимание, речь с ними и пойдет. Между тем, сегодня некоторые европейские СМИ распространили информацию о том, что в России якобы обсуждается вопрос о так называемом "косвенном" членстве РФ в НАТО и что Москва планирует проговорить в ходе нынешней встречи с представителями альянса вопросы установления и оформления подобных отношений. На это в МИД РФ заявили, что в дипломатических кругах России "тема возможного вступления РФ в НАТО не обсуждалась и не обсуждается". /Страна.Ru, 8 декабря 2005/

Официальные документы

Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам министерских заседаний Совета Россия-НАТО и Совета евроатлантического партнерства, Брюссель, 8 декабря 2005 года.

С.В.Лавров: Уважаемые коллеги, Генеральный секретарь НАТО господин Яаап де Хооп Схеффер только что вас проинформировал о завершившемся заседании. Думаю, что мы можем выразить общее удовлетворение его итогами. Заседание вновь подтвердило, что отношения Россия-НАТО развиваются поступательно.

Сегодня мы одобрили все документы, которые планировалось принять на нашем заседании. Прежде всего, это - Совместное заявление, решение о запуске пилотного проекта совместной подготовки кадров в сфере борьбы с наркотиками для Афганистана и стран Центральной Азии. Одобрена программа работы Совета Россия-НАТО на 2006 год и отдельная программа выполнения плана действий по борьбе с терроризмом, который мы приняли ранее.

Заседание подтвердило общий интерес к тому, чтобы развивать взаимодействие по всем направлениям, которые зафиксированы в основополагающих документах Россия-НАТО. Они подразделяются на два крупных блока - политический диалог, с одной стороны, и практическое сотрудничество - с другой. Они охватывают такие сферы, как взаимодействие по преодолению угроз безопасности, борьба с терроризмом, наркоугрозой, организованной преступностью, чему уделяется особое внимание, развитие совместимости военных потенциалов, работа по противоракетной обороне театра военных действий, безопасность наземного, морского, воздушного транспорта.

Особое внимание на сегодняшнем заседании мы уделили проблематике Косово, где наши позиции совпадают и идут в русле поддержки известных руководящих принципов урегулирования этой проблемы, которые были одобрены в контактной группе и поддержаны Советом Безопасности ООН. Говорили мы и об Афганистане. Прежде всего, с точки зрения необходимости помочь стабилизировать ситуацию в этой стране. Особенно после того, как состоявшиеся выборы должны, наконец, привести к формированию более дееспособных органов власти, помочь распространить законную власть кабульской Администрации на все районы страны. Афганистан, безусловно, находится в центре внимания с точки зрения сохраняющейся наркоугрозы, которая исходит из этой страны.

Сегодня я имел возможность, помимо изложения российских взглядов, представить также предложения Организации Договора о коллективной безопасности по налаживанию взаимодействия с НАТО, в том числе - в качестве первого шага - в сфере сотрудничества по борьбе с афганской наркоугрозой. Россия, как вы знаете, сейчас председательствует в ОДКБ. У меня было такое поручение, и мы с нашими коллегами по НАТО договорились, что сегодня, помимо выступления в своем национальном качестве, я сделаю и такое сообщение. Надеюсь, что мы передали нашим партнерам достаточно пищи для размышлений и что помимо углубления сотрудничества в рамках СРН будет развиваться и диалог по линии НАТО - ОДКБ.

Особо отмечу в совместном тексте заявления тот пассаж, где нам удалось согласовать консенсусные формулировки по вопросу о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот Договор имеет важнейшее значение. Это - материальная основа наших отношений с НАТО и краеугольный камень системы безопасности в Европе. В мае будущего года предстоит третья Обзорная конференция по выполнению этого Договора. Конечно же, нам всем необходимо делать все, чтобы эта конференция зафиксировала реальный прогресс по ратификации адаптированного ДОВСЕ.

В плане организации нашей работы мы пришли к общему выводу, что потенциал, который уже наработан в Совете Россия-НАТО, позволяет сейчас больше внимания уделять переходу к практическому взаимодействию во всех тех сферах, где уже сложились принципиальные договоренности о том, как развивать сотрудничество. В качестве практического шага по переходу к такой работе министры поручили своим постоянным представителям в Брюсселе проинвентаризировать все, что уже сделано, и внести конкретные рекомендации, на каких направлениях есть возможности для развития и укрепления практического взаимодействия. Это - важная работа, и ее итоги мы рассмотрим на нашей следующей встрече, которая планируется весной будущего года.

Безусловно, частью нашего заседания являются вопросы общеевропейской безопасности. Это - очень важный компонент нашей совместной деятельности. В данном плане мы, конечно же, уделяем внимание процессам трансформации, которые проходят внутри самой НАТО. Исходим из того, что при осуществлении планов трансформации наши натовские партнеры будут выполнять свои политические и юридические обязательства, касающиеся военной сдержанности. Думаю, что Россия готова параллельно в рамках Совета Россия-НАТО продвигать новые проекты, которые бы обеспечивали именно такую общеевропейскую систему безопасности, которая была бы неделимой, равной для всех и отвечала бы согласованным принципам нашего взаимодействия.

Результаты заседания вам теперь известны и в изложении Генерального секретаря НАТО Я. де Хооп Схеффера, и в моем изложении. Мы ими удовлетворены и будем активно продолжать работу в этом направлении.

Вопрос: Господин Министр, прокомментируйте, пожалуйста, сообщения о том, что в рамках саммита ОБСЕ в Любляне не было принято заявление по неправительственным организациям по причине позиции, которую занимала Россия.

С.В.Лавров: Я читал об этом в российской прессе. К сожалению, освещение итогов СМИД в Любляне в некоторых наших СМИ было неаккуратным. Было много фактических неточностей. Например, некоторые корреспонденты сообщили о том, что Россия заблокировала принятие заявления по Грузии. Но заявление по Грузии - и это видно при ознакомлении с официальным сайтом и ОБСЕ, и нашего МИД - является частью пакета консенсусных документов. Среди таких неточностей, прежде всего в печатных СМИ, прозвучало и то, о чем Вы сейчас говорите. Якобы Россия заблокировала заявление по неправительственным организациям. Совсем наоборот. Когда словенское Председательство распространило свой проект такого заявления, мы сказали, и я напомнил об этом Министру иностранных дел Словении, Действующему председателю ОБСЕ Димитрию Рупелу, что мы готовы поддержать его в том виде, в котором Словения его внесла. Из-за позиций других делегаций данное заявление натолкнулось на трудности. Была достигнута договоренность включить короткий пассаж, который ни у кого не вызывает возражений, в политическую декларацию СМИД. Однако, как вы знаете, политдекларацию принять не удалось из-за ультимативного требования отразить в ней в искаженном свете положение дел вокруг урегулирования в Приднестровье.

Вопрос: Известно, что Ваши натовские партнеры не очень охотно шли на обсуждение взаимоотношений с ОДКБ. Сейчас Генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер сказал, что они предпочитают сотрудничество в рамках существующих структур и двусторонних отношений с членами ОДКБ. Нет ли такого опасения, что существование и несотрудничество двух блоков на континенте может привести к противостоянию и противодействию?

С.В.Лавров: Не думаю. Согласен с Вами в том, что пока еще наши натовские партнеры изучают наши предложения. Наверное, у кого-то сказывается инерция старых подходов. Но объективная реальность такова, что есть целый ряд ситуаций, по которым сложение потенциалов НАТО и ОДКБ может дать качественное приращение результатов. Я уже упоминал наркоугрозу, исходящую из Афганистана. НАТО возглавляет международные силы содействия безопасности в этой стране, мандат которых сейчас, наконец, после долгих размышлений, распространяется и на борьбу с наркоугрозой. В то же время, зона ответственности ОДКБ распространяется на непосредственно граничащие с Афганистаном территории. По-моему, сам Бог велел наладить взаимодействие, укреплять которое мы совместно с НАТО договорились, между теми, кто работает внутри Афганистана (в том числе и НАТО, и соответствующими афганскими структурами), и подключить к этому взаимодействию тех, кто обеспечивает противодействие наркотрафику по другую сторону границы Афганистана. Тем более, что сегодня я ознакомил с этим наших партнеров.

По линии ОДКБ уже проводится целая серия конкретных мероприятий, в частности ежегодная операция "Канал" по пресечению наркотрафика. Она является открытой, и ней участвуют не только члены ОДКБ, но и наблюдатели из Ирана, Украины, Азербайджана, Китая, Узбекистана, так что, наверное, это подчеркивает важность таких форм взаимодействия. Смотрю на это без чрезмерного пессимизма. Думаю, что сама жизнь будет подталкивать нас всех к тому, чтобы усилия объединять, а не конкурировать. Слишком велики и серьезны общие проблемы, чтобы позволять себе роскошь не сотрудничать.

Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что следующий саммит НАТО будет проходить в Латвии? Ожидаете ли, что НАТО и ОДКБ договорятся по документу о сотрудничестве?

С.В.Лавров: ОДКБ к такому сотрудничеству готова. Я только что об этом сказал, так что едва ли стану комментировать, удастся ли договориться. Мы в этом заинтересованы и рассчитываем, что это произойдет раньше, нежели позже.

О моем отношении к тому, что следующий саммит НАТО решено проводить в Риге. Это - решение НАТО, и мы его таковым и воспринимаем.

Вопрос: Господин Министр, Россия неоднократно выражала обеспокоенность присоединением Украины к НАТО. В чем это может выразиться? В разрыве каких-либо экономических, интеграционных, военных взаимоотношений или в пересмотре Договора о дружбе?

С.В.Лавров: Во-первых, я не хочу сейчас гадать, как будут развиваться наши отношения. Мы заинтересованы в развитии по-настоящему дружеских, партнерских отношений с Украиной. Нас связывают слишком многочисленные узы. И в культуре, и в семейных, в родственных отношениях, и в экономике, и, в том числе, в сфере военно-промышленного комплекса. Безусловно, суверенное право любого государства - выбирать себе партнеров, включая страны, объединения государств, международные и региональные организации. Но, наверное, с учетом всего того, что я сказал, какие-то последствия для российско-украинских отношений решение о присоединении к НАТО иметь будет. Уверяю Вас, они будут неидеологизированными, а просто будут связаны с необходимостью посмотреть, как будут затронуты те практические формы совместной деятельности, кооперации, которые так или иначе связаны с членством в военном блоке. /www.mid.ru, 9 декабря 2005/

Комментарии

Российские министры иностранных дел и обороны Лавров и Иванов с видимым неодобрением комментировали подписанное накануне соглашение о размещении четырех американских военных баз на территории Румынии. Лавров посетовал, что остается не проясненным, "как эти изменения вписываются в адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. К сожалению, под надуманными предлогами наши западные коллеги не ратифицируют этот документ", и добавил, что "с появлением новых баз встанет вообще вопрос о том, нужен ли всей Европе какой-то механизм, предусматривающий прозрачность и ограничение на развитие обычных вооружений, на их размещение на пространстве большой Европы". А Иванов отметил, что "мы до конца не знаем численность и планируемое использование этих баз, и, в зависимости от этого, будем делать выводы, связанные с нашей реакцией".

Реакция министров, по мнению автора, кажется не вполне адекватной. Эти военные базы США уже использовал для переброски войск и техники в Афганистан и Ирак. На предыдущем Совете Россия - НАТО, Иванов заявлял, что "на территории Афганистана надо продолжать осуществлять мероприятия, в том числе и силового порядка", поскольку там находятся центры подготовки террористов и действуют запрещенные террористические организации.

Если утверждения России о партнерских отношениях и совместной с НАТО деятельности по борьбе с терроризмом соответствуют действительности, то размещение 1,5 тыс. солдат, и сокращение количества военнослужащих в других европейских странах (Германия) не должно носить негативной окраски. А для Румынии размещение базы выгодно с экономической точки зрения (инфраструктура и рабочие места). Что же касается американцев, то они продолжают выполнять программу реформирования своих вооруженных сил, которая, предусматривает создание мобильных группировок, способных к быстрой переброске в любую точку планеты для противодействия террористическим угрозам или для решения иных задач, поставленных руководством страны. /Утро.ru, Петр ГРИНЕВ, 08 декабря, 2005/


Copyright © 2005   Центр европейской безопасности