Центр европейской безопасности


 

 

 

 


Дайджест "НАТО, ОБСЕ, Евросоюз по материалам Internet декабрь 2006"

Миротворчество, глобальная безопасность

03 декабря

Министр обороны Бельгии Андрэ Флао высказал обеспокоенность в связи с призывами к расширению операций НАТО за пределами евроатлантического региона. Он критически относится к необходимости увеличения военных расходов альянса. Я просил объяснений (у генсека НАТО) по поводу огромного увеличения бюджета, предназначенного для миссии в Афганистане. Мне довольствовались ответить, что невозможно все предусмотреть, когда запускают подобного рода операции, - заметил министр.
Он высказался за поиск решения, альтернативного военной миссии НАТО в Афганистане. Я предложу найти альтернативное военному решение, проводя политику помощи сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, - подчеркнул глава Минобороны Бельгии.
Он высказался за улучшения взаимодействия между воинскими контингентами. Разве это нормально, когда каждая страна высаживается в Афганистане со своими собственными грузовиками, госпиталями, аптеками? - задал вопрос Флао. /РИА Новости, 03 декабря 2006/

04 декабря

По сообщению пресс-службы внешнеполитического ведомства Молдавии, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан возглавляет молдавскую делегацию на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ, открывшемся 4 декабря в Брюсселе.
На форуме молдавская сторона намерена представить информацию о ходе урегулирования приднестровского конфликта, отмечается в сообщении. Кроме того, в программе визита запланирован ряд двусторонних встреч. По мнению американского политолога молдавского происхождения, обозревателя The Wall Streat Journal и "Свободной Европы" Владимира Сокора, "председатель ОБСЕ готовит России рождественский подарок за счет Республики Молдова". "Последнее заседание ОБСЕ в этом году состоится 4-5 декабря в Брюсселле. Проект итогового заявления заседания, подготовленный председателем ОБСЕ Бельгией, делает России большой подарок. Документ пытается просто-напросто закопать обязательства России, взятые ею в 1999 году в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле о выводе российских войск с территории Республики Молдова", - отметил Сокор в своей статье для молдавского издания "Flux". /ИА Regnum, 04 декабря 2006/

06 декабря

Франция, Германия и Великобритания сообщили о намерении наложить санкции Совета Безопасности ООН на Иран к концу 2006г. "С точки зрения этих трех стран, данные санкции должны быть приняты в 2006г.", - передает Reuters.
Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявлял, что наложение на Иран широкомасштабных санкций является "безответственным". "Наши партнеры хотят наложить широкомасштабные санкции. Мы полагаем, что наложение такого рода санкций безответственно. Мы достигнем противоположных результатов", - подчеркнул С.Лавров.
Накануне в Париже возобновились переговоры "шестерки" международных посредников по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы, в ходе которых участникам не удалось прийти к единому мнению. Помимо традиционных участников дискуссии - постоянных членов Совета Безопасности ООН (России, Китая, Франции, Великобритании и США), а также Германии, в них принял участие верховный представитель по внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана.
Министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази, который обсуждал иранскую проблему с С.Лавровым в ходе встречи министров внешнеполитических ведомств стран ОБСЕ, заявил 4 декабря, что Москва и Париж достигли единой позиции относительно санкций против Тегерана, и выразил надежду, что на этот раз посредникам удастся согласовать текст резолюции. Однако позднее Министерство иностранных дел Франции сообщило, что "шестерка" международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы не смогла прийти к соглашению относительно резолюции ООН по осуждению атомной программы Тегерана. "Нам удалось значительно продвинуться в обсуждении санкций, ориентированных на нераспространение оружия массового поражения, однако остается нерешенным ряд важных вопросов. Их мы обсудим в ближайшие дни", - говорится в заявлении французского МИД. "Мы близки к завершению процесса обсуждения плана действий относительно ядерной программы Тегерана", - заявляет МИД в этом документе, передает Associated Press. /РосБизнесКонсалтинг, 06 декабря 2006/

09 декабря

В следующем году Словения направит в Косово дополнительно 700 военнослужащих для участия в миротворческой миссии НАТО. Это намерение в Приштине подтвердил министр обороны Словении Карел Еравец.
Сейчас в составе войск военного контингента НАТО в Косово (КФОР) в районе города Печ, а также в международной военной полиции в Приштине, несут службу 214 военных из этой бывшей югославской республики. В начале марта 2007 года к ним присоединится десятый моторизованный батальон армии Словении, который будет самостоятельно контролировать определенный командованием КФОР участок территории края. Косовский контингент станет самой крупной группировкой Словении, участвующей в международных миротворческих операциях за пределами страны.
Помимо Косово, военнослужащие Словении находятся в Афганистане, Ираке, Ливане и на Кипре. Участие в военных миссиях НАТО за рубежом Любляна расценивает как один из важнейших внешнеполитических и оборонных приоритетов государства. /РИА Новости, 09 декабря 2006/

11 декабря

Европейский союз отказался признать результаты референдума в Нагорном Карабахе, который предвосхищает результаты переговоров и "не способствует конструктивным усилиям мирного разрешения конфликта", сообщает Associated Press.
Аналогичную оценку получил референдум и от представителей "Минской группы" ОБСЕ, осуществляющих посредническую миссию в переговорном процессе о статусе НКР. Они охарактеризовали референдум как "бесполезный" и предположили, что он не окажет никакого влияния на перспективы урегулирования.
По предварительным данным, на референдуме в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) 98% избирателей проголосовали за проект конституции, провозглашающий регион "суверенным, демократическим государством". Об этом ранее сообщил глава региональной избирательной комиссии НКР Сергей Насибян.
Единственным государством, признающим Нагорно-Карабахскую Республику, является Армения. Самопровозглашенная республика, расположенная на территории Азербайджана и населенная этническими армянами, возникла в результате шестилетнего вооруженного конфликта, завершившегося заключением в 1994г. перемирия. Конфликт, возникший на почве спора о принадлежности Нагорного Карабаха, унес жизни более 30 тыс. человек, и около 1 млн остались без крова.
Ранее Евросоюз выступил против референдума о независимости Южной Осетии, несмотря на заявления Москвы о том, что мировое сообщество должно учитывать мнение жителей республики. Точно так же ЕС не был признан референдум о независимости Приднестровья. Заметим, что и Россия не признала данную инициативу ПМР, однако многие российские политики оценили референдум как сигнал для международного сообщества, к которому следует прислушаться. /РосБизнесКонсалтинг, 11 декабря 2006/

14 декабря

Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия согласовали основные параметры проекта резолюции по Ирану. Об этом заявил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. По его словам, в Москве удовлетворены тем, что партнеры приняли российскую концепцию, согласно которой принимаемые меры не должны привести к изоляции Ирана, однако будут нацелены на возобновление и успешное завершение переговоров с ним. Дипломат отметил, что остается несколько вопросов технического характера, которые еще предстоит согласовать. Одновременно представитель Великобритании сообщил, что проект резолюции в его окончательном виде, готовом для постановки на голосование в СБ, может быть распространен уже до конца недели. Об этом передает "Голос России". /ИА Regnum, 14 декабря 2006/

14 декабря

13 декабря военных атташе принял начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский. Он повел речь о том, что система европейского контроля над вооружениями находится в состоянии кризиса. Главным образом из-за тупиковой ситуации по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Планы по созданию систем противоракетной обороны США в Европе начальник Генштаба назвал ошибочным шагом с крайне негативными возможными последствиями для международной безопасности. Утверждения американской стороны о том, что элементы ПРО США, которые скоро появятся в Польше, ориентированы на противодействие ракетной угрозе от некоторых азиатских стран, он оценил весьма критически.
По мнению начальника Генштаба, потенциал системы ПРО США будет наращиваться и за счёт использования мобильных элементов. А их можно очень быстро и без затрат переориентировать на любое государство, в том числе и в сторону России. Все это вынудит Россию искать однозначно ассиметричные меры противодействия. Не советовал господин Балуевский военным дипломатам и странам, которые они представляют, пытаться дестабилизировать обстановку в нашем ближайшем окружении, прозрачно намекая на старания ряда государств НАТО и европейского союза организовать цветные революции, направленные на смену политических режимов. /РосБизнесКонсалтинг, 14 декабря 2006/

Расширение

06 декабря

На заседании Совета ЕС по внутренним делам в Брюсселе 5 декабря было принято решение включить в рамки шенгенских соглашений Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, страны Балтии, а также Мальту. Присоединение новых стран к Шенгену будет проходить с декабря 2007-го по март 2008 года. Но еще до этого главы МВД стран ЕС соберутся вновь, чтобы окончательно согласовать вопрос об упразднении погранконтроля на границах стран-новичков. Наибольшие опасения у старожилов Евросоюза вызывает надежность этой системы, как, впрочем, и всей инфраструктуры охраны границ на восточных рубежах ЕС, на совершенствование которой уже израсходовано несколько десятков миллионов евро. Для россиян европейские нововведения, как прогнозируют некоторые эксперты, могут обернуться ужесточением нынешнего относительно мягкого визового режима с ближайшими соседями на Западе. /Новые Известия, 06 декабря 2006/

11 декабря

В интервью НГ ведущий британский эксперт по расширению Европейского союза доктор Дэвид Финнемор проанализировал готовность Румынии и Болгарии к вступлению в ЕС, и те проблемы, с которыми столкнутся эти страны и сам ЕС в 2007 г.
По его мнению, этим странам придется продолжить адаптировать свое законодательство для приведения его в соответствие с законами и нормами ЕС. Кроме того, в Болгарии и Румынии усилится экономическая конкуренция, хотя иногда масштабы этой будущей конкуренции, на мой взгляд, преувеличиваются, - добавил Дэвид Финнемор.
На вопрос о готовности Болгарии и Румынии к новым вызовам он ответил: Ни одну экономику нельзя считать абсолютно идеальной и способной ответить на все вызовы. Следует помнить, что уже в течение продолжительного времени эти страны и государства, входящие в Евросоюз, ведут свободную торговлю. И вряд ли Болгарию и Румынию ожидают серьезные экономические потрясения. Что касается возможного роста инфляции в этих странах, Дэвид Финнемор предположил, что определенный рост инфляции неизбежен, но, скорее всего цены сильно не вырастут.
Британский эксперт полагает, что Болгария и Румыния подготовились к вступлению в ЕС несколько лучше, чем страны, вступившие в Союз в 2004 году. К ним предъявлялись более жесткие требования, чем к странам, вступавшим в ЕС в 2004 года. Объяснение простое: Евросоюз извлек уроки из расширения двухлетней давности. Однако отмечу, что у экспертов остается озабоченность относительно готовности Румынии и Болгарии в некоторых сферах, прежде всего административных возможностей стран следовать законам и нормам ЕС. Поэтому в ЕС и звучат призывы бдительно следить за Бухарестом и Софией после их вступления, - добавил Дэвид Финнемор.
В интервью, помимо Болгарии и Румынии также упоминалась и Турция. По данному вопросу эксперт заявил: В какой-то момент в будущем Турция, вероятно, будет готова к вступлению. Те, кто внимательно следит за проблемой, знают, что никто не ожидает такой готовности от Анкары в ближайшие 1015 лет. А это большой срок, в течение которого могут произойти значительные изменения, подготавливающие Турцию к вступлению. Нельзя исключать также, что страна будет в предстоящие 15 лет осуществлять реформы, но и после этого окажется так же далека от присоединения к ЕС, как сегодня. /Независимая Газета, Дипкурьер, 11 декабря 2006/

11 декабря

6 декабря истек крайний срок, после которого турецкие власти должны были открыть свои воздушные и морские порты для судов Республики Кипр. Это последнее из главных условий, в обмен на выполнение которых Брюссель год назад согласился начать диалог с Анкарой о вступлении в ЕС. Со своей стороны, Евросоюз соглашался облегчить торговое эмбарго, наложенное на Турецкую Республику Северного Кипра. Но обе стороны в последний момент отказались выполнять свои обещания. Более того, РК заявила, что на правах члена Евросоюза заблокирует любую попытку Брюсселя разрешить торговлю с Северным Кипром.
В том, что главы МИД стран ЕС согласятся с упомянутой выше рекомендацией, уже поддержанной председательствующей в ЕС Финляндией, сомневаться не приходится. А это значит, что будут заморожены переговоры по таким основополагающим вопросам, как отношения Турции и ЕС в сфере торговли, сельского хозяйства и транспорта. В противном случае РК пригрозила наложить вето на весь переговорный процесс, а на такой радикальный шаг Европа пойти не готова.
Германия и Франция предлагают дать Турции еще полтора года на то, чтобы она согласилась открыть свои порты. На это готова пойти и Греция, поддерживающая власти в Никосии. Италия и ряд других стран ЕС призывают не закрывать перед Турцией дверь в Европу. Накануне встречи глав МИД ЕС в Брюсселе премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обзвонил ряд европейских лидеров и попросил их не совершать историческую ошибку, замораживая переговоры с Анкарой.
Следует отметить, что официально Турция настаивает на том, что кипрский вопрос нельзя использовать в качестве аргумента в диалоге о вступлении Турции в Евросоюз. Мы против увязывания переговоров с проблемой Кипра, подчеркнул недавно главный турецкий переговорщик Али Бабакан. Между тем, если бы Кипр объединился, ТРСК оказалась бы в Европе и ее блокада была бы снята автоматически, а значит, отпало бы и главное на сегодняшний день препятствие на пути в Евросоюз Турции.
По мнению большинства аналитиков, условия для воссоединения острова уже назрели, и это лишь вопрос времени. Кровавые события 1974-го, расколовшие Кипр, еще не забыты, но остаются в силе и родственные связи между общинами, успевшими перемешаться за долгие столетия сожительства. Руководству Греции и РК рано или поздно придется смягчить свои жесткие требования к ТРСК. Турции же придется смириться с тем, что она потеряет территорию, которую долгие годы считала фактически своей. С другой стороны, отдавая Северный Кипр ЕС, Анкара приобретает в Европейском союзе свой форпост. /Независимая газета, Дипкурьер, Иван Горшков, 11 декабря 2006/

16 декабря

Посол США на Украине Вильям Тейлор уверен, что отношения украинского государства с НАТО не должны становиться помехой добрым отношениям с Россией. Посол заявил также о поддержке США усилий Украины отвечать требованиям присоединения к НАТО, подчеркнув, что окончательное решение о присоединении к альянсу должно приниматься на всеукраинском референдуме.
Во время визита в Брюссель в сентябре 2006 года премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что страна пока не готова присоединяться к Плану действий по членству НАТО. В начале декабря Янукович подтвердил эту позицию в ходе встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс. /РИА Новости, 16 декабря 2006/

17 декабря

В общественном референдуме в Крыму по вопросу отношения к курсу Украины на вступление в НАТО приняли участие 58% избирателей полуострова, или около 900 тыс. человек. 98% высказались против интеграции в Североатлантический альянс. Примерно 10 тыс. человек, или 1,08% от принявших участие в голосовании, высказались за вступление Украины в НАТО. Референдум проводился по инициативе крымских коммунистов. Он не имеет юридической силы, но отражает настроения населения Крыма.
Всего по данным социологических исследований, более 60% жителей Украины выступают против присоединения страны в НАТО. Однако, президент Украины уверен, что что именно членство Украины в Европейском союзе и НАТО станет гарантией суверенитета и безопасности, а также демократического развития государства. Такое заявление он сделал ранее в Таллине в ходе встречи с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом. Он также высказался против идеи проведения референдума по вопросу вступления Украины в НАТО. Не нужно излишне политизировать этот вопрос, поэтому я не принимаю идею проведения референдума по этому поводу это рановато, и он ни одного ответа, в сущности, не дает, - заключил В. Ющенко. По мнению украинского президента, сегодня речь идет не о вопросе вступления Украины в НАТО, а скорее о дискуссии относительно темпов, с которыми должен протекать этот процесс. В то же время, он высказался за то, чтобы уважительно относиться к тем людям, у которых позиция к НАТО ещё не сформирована. Президент также в очередной раз подчеркнул, что ни одной ревизии внешнеэкономического курса Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию не произойдет. /РосБизнесКонсалтинг, 17 декабря 2006/

18 декабря

В итоговом документе саммита Евросоюза впервые за последние 15 лет нет даже упоминания о России. Хотя российская тема здесь звучала постоянно: на двусторонних переговорах и на пресс-конференциях, в связи с польским вето на переговоры о стратегическом партнерстве ЕСРоссия и с "отлучением" компании "Шелл" от проекта "Сахалин-2".
Все, от действующего председателя Евросоюза, премьер-министра Финляндии Матти Ванханена до пресс-секретарей, настойчиво подчеркивали, что отношения с Россией в повестке дня этого саммита не значатся. При этом в части внешней политики лидировала Африка, с которой связана проблема иммиграции, а также страны "европейского соседства": Украина, Молдавия и Грузия. Одновременно ЕС обещал уже в следующем году подготовить стратегию сотрудничества со странами Центральной Азии.
С расширением ЕС картина более или менее ясная. Он принимает в свои ряды запоздавших последышей "большого бума" 2004 года Болгарию и Румынию. Потом пауза. Следующий кандидат, Хорватия, вступит в ЕС, возможно, в 2010 году. "Европейская перспектива" обещана Албании, Македонии, Боснии и Герцеговине, Черногории и Сербии. Противоречивые перспективы у Турции, хотя она, как и Хорватия, является официальным кандидатом. Президент Польши Лех Качинский, в свою очередь, настаивал на включении Украины, Молдавии и Грузии в список кандидатов. Они, как уверен Качинский, достойны приема в ЕС не меньше, чем любая балканская страна или Турция. Но европейские коллеги оставили его предложение без ответа. Из итогового документа следует, что они готовы подтвердить только уже данные обещания. /Новые Известия, 18 декабря 2006/

21 декабря

Все инициативы со стороны Евросоюза, которые будут обсуждаться в 2007 году относительно вступления Украины в ЕС, не будут содержать никаких перспектив полноценного членства. Об этом заявил на пресс-конференции в Киеве посол Германии на Украине Райнгард Шеферс. "Достигнуть такой перспективы - членства Украины в ЕС, на данный момент невозможно", - сказал посол.
"Это решение связано с внутренним состоянием в рамках Евросоюза, с процедурами и процессами расширения, которые происходили до данного времени в ЕС", - добавил также он. Вместе с тем, посол Германии на Украине проинформировал, что ЕС предлагает существенное улучшение договорной законодательной базы переговоров между Евросоюзом и Украиной. В этом контексте Райнгард Шеферс подчеркнул, что во время своего председательства в совете Евросоюза, в первой половине 2007 года Германия начнет работать над новым соглашением о партнерстве и сотрудничестве Украины с ЕС на 2008 год. "Когда в ЕС и на Украине будет пройден некоторый путь и будет достигнут новый уровень двусторонних отношений, в частности в ЕС будут преодолены внутренние проблемы, то тогда можно будет поговорить о перспективе членства Украины в ЕС", - резюмировал посол Германии на Украине. /ИА Regnum, 21 декабря 2006/

Международные организации

06 декабря

4-5 декабря в Брюсселе состоялось четырнадцатое ежегодное заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ, в котором приняли участие представители 56 государств-участников Организации, стран-партнеров ОБСЕ по сотрудничеству, а также ряда региональных структур, включая ОДКБ и СНГ. Российскую делегацию возглавлял Министр иностранных дел С.В.Лавров.
На заседании Россия и Запад разошлись по всем ключевым вопросам: о роли ОБСЕ и ее будущем председателе, о мониторинге выборов и о "замороженных конфликтах". Дело дошло до того, что Россия впервые поставила вопрос о будущем ОБСЕ и своем членстве в организации. Это грозит вернуть Европу и мир к расколу времен холодной войны.
Основной темой нынешнего заседания ОБСЕ стал вопрос о реформировании организации. С необходимостью изменений в принципе согласны все. Однако по содержанию реформ обнаружились серьезные разногласия между Россией и странами Запада, в первую очередь США. Поэтому встреча представителей 56 членов ОБСЕ, по сути, превратилась в перепалку главы российского МИДа Сергея Лаврова и заместителя госсекретаря США Николаса Бернса.
Ключевая претензия Москвы к ОБСЕ состоит в том, что центр ее активности в последнее время перенесен на права человека, а два других направления деятельности (военно-политическое сотрудничество и экономика) остаются в загоне. "ОБСЕ в силу применяемого в этой организации комплексного подхода к безопасности не может и не должна заниматься исключительно человеческим измерением",-- прямо заявил в выступлении на заседании Сергей Лавров.
Особо недовольна Москва деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Это и неудивительно: на выборах в республиках бывшего СССР оценки наблюдателей СНГ и БДИПЧ, как правило, диаметрально расходятся: одни считают выборы прозрачными и демократическими, другие говорят о многочисленных грубых нарушениях. Поэтому 5 декабря Сергей Лавров предложил создать рабочую группу ОБСЕ, которая занялась бы реформой БДИПЧ.
Этому жестко воспротивились США. Николас Бернс заявил, что его страна заблокирует любые попытки ослабить роль ОБСЕ в наблюдении за выборами. И, явно имея в виду Россию, добавил: "Сами принципы, которые лежат в основе наших общих ценностей, все более ставятся под вопрос некоторыми странами". /КоммерсантЪ, Геннадий Сысоев, 06 декабря 2006/
На СМИД принят весомый набор документов по различным измерениям безопасности, в частности, по борьбе с терроризмом, торговлей людьми, организованной преступностью, различными формами нетерпимости и дискриминацией, тематике легкого и стрелкового оружия. Достигнута договоренность о проведении в 2007 году политической конференции ОБСЕ по партнерству государств, гражданского общества и бизнес-сообщества в борьбе с терроризмом (российско-американская инициатива).
Участники заседания констатировали, что наметились позитивные тенденции на экономическом направлении деятельности ОБСЕ. Приняты решения по транспортной проблематике. Подтверждены принципы энергобезопасности, одобренные на саммите восьми в Санкт-Петербурге.
Одно из центральных мест на СМИД заняли вопросы реформирования ОБСЕ в соответствии с решением прошлогодней Люблянской министерской встречи Повышение эффективности ОБСЕ.
Накануне заседания государствами-участниками утверждены обновленные Правила процедуры ОБСЕ. Рассматриваем это как скромный, но вместе с тем полезный шаг по пути постановки работы Организации на прочную нормативную базу. Удалось запустить процесс корректировки по линии межгосударственного органа Постсовета Организации методологии наблюдения по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) за избирательными процессами в государствах-участниках ОБСЕ. С нашей стороны было подчеркнуто, что Россия намерена и дальше активно добиваться перевода деятельности БДИПЧ по наблюдению за выборами на прочную утвержденную межправительственными руководящими органами ОБСЕ нормативную базу, основанную на принципах равного отношения ко всем государствам-участникам и деполитизации итоговых оценок. Без этого доверие к работе БДИПЧ будет и далее падать.
В целом министерская встреча в Брюсселе подтвердила, что ОБСЕ в настоящее время находится на перепутье и в ней сосуществуют две линии: одна на придание ей второго дыхания через модернизацию, другая на стагнацию и маргинализацию. Позиция России однозначна: процесс реформирования ОБСЕ должен быть продолжен в 2007 и, если потребуется, последующие годы. От этого напрямую зависят политическая перспектива Организации, ее востребованность государствами-участниками и место в архитектуре международной безопасности. Исходя из этих соображений, российская сторона будет выстраивать свою дальнейшую линию в ОБСЕ.
Председательство в ОБСЕ в 2007 году переходит к Испании. /Пресс-служба МИД РФ, Центр Парламентских Коммуникаций. ПарлКомм. 06 декабря 2006/

11 декабря

Формально с 1 января федеральный канцлер Германии Ангела Меркель возьмет на себя бразды правления в европейском сообществе. Чтобы заключительное в этом году мероприятие ЕС прошло без открытых споров, бундесканцлерин использовала встречу с французским президентом Жаком Шираком и переговоры с польским президентом Лехом Качиньским, прежде всего для того, чтобы приглушить противоречия, раздирающие членов ЕС по вопросу о Турции.
Накануне обретения полугодового главенства в ЕС и не менее значимого председательства в G8 Ангела Меркель и ее большая коалиция, по-видимому, пришли к выводу, что лучше не ставить перед собой невыполнимых задач. По линии ЕС не просматривается ни реанимации конституционного процесса, ни консенсуса в вопросах энергобезопасности, ни согласованного подхода к проблемам отношений с Россией, ни преодоления торгово-экономических разночтений в трансатлантическом пространстве. Два председательства одновременно сулят Ангеле Меркель большие плюсы. Внешнеполитический престиж Меркель вызывает определенную ревность у ее социал-демократических партнеров по правящей коалиции. Одновременное председательство в ЕС и G8 может увеличить влияние бундесканцлерин на внешнюю политику Берлина, которая до сих пор носила в основном почерк МИДа, возглавляемого Франком-Вальтером Штайнмайером. А это социал-демократ.
Во внешнеполитических взглядах участников правительства Меркель есть расхождения. На днях они проявились, к примеру, по Турции. СДПГ в принципе за ее принятие в ЕС, в то время как ХДС/ХСС против. Штайнмайер не был согласен с жесткой линией Меркель в вопросе о переговорах ЕС с Анкарой. Но между партнерами большой коалиции есть определенная разница и в расстановке других внешнеполитических акцентов. Особенно когда речь заходит о России. Недавняя речь нового председателя СДПГ Курта Бека была заявкой на сохранение влияния этой партии на главные параметры внешнего курса большой коалиции. В представленном на днях проекте новой программы СДПГ подчеркнуты ее принципиальные установки, среди которых названо и стратегическое партнерство с Россией. /Независимая газета, Дипкурьер, Евгений Григорьев, 11 декабря 2006/

14 декабря

Европейский парламент принял бюджет Европейского союза (ЕС) на 2007г. в размере 115,5 млрд. евро, передает Associated Press. Эта сумма составляет 0,99% от показателя валового национального дохода блока. В бюджет 2007г. включены 27 стран, в том числе Румыния и Болгария. Большая часть бюджета, 56,3 млрд евро, охватывает сельскохозяйственный сектор. В то же время Европарламент принял решение об увеличении затрат на исследования и инновации, а также на Фонд Галилея - крупнейший проект блока в области спутниковой навигации, который составит конкуренцию американскому GPS.
Расходы на помощь бедным регионам, образование, профобучение, инновации, исследовательскую работу и развитие, а также другие меры, направленные на ускорение экономического роста, установлены в размере 54,9 млрд. евро, что на 15,4% выше уровня 2006 года. "Новый бюджет предусматривает увеличение средств, которые будут направлены в сферу инноваций, транспорта, образования и учебных проектов", - сообщила комиссар ЕС по вопросам бюджета и финансового планирования Далия Грибаускайте. /РосБизнесКонсалтинг, 14 декабря 2006/

18 декабря

В Белграде состоялась церемония открытия канцелярии НАТО по связям с Сербией. Основные задачи канцелярии состоят в координации сотрудничества между вооруженными силамаи Сербии и подразделениями Североатлантического альянса, оказании практической помощи сербскому министерству обороны в проведении армейских реформ, а также в контроле за выполнением подписанного в июле 2005 года соглашения о транзите сухопутных и военно-воздушных сил НАТО через территорию и воздушное пространство Сербии.
Представительство НАТО в Белграде, размещенное в здании Министерства обороны Сербии, возглавляет бригадный генерал французской армии Янник Ассе (Yannik Asset). /РИА Новости, 18 декабря 2006/

19 декабря

Государства Юго-Восточной Европы, преимущественно балканские страны, приняли сегодня соглашение о свободной торговле. Данное соглашение может оказать в будущем содействие вступлению этих государств в Европейский союз, передает Reuters.
В ноябре Сербия, а также Босния и Герцеговина (БиГ) отказались от подписания центрально-европейского соглашения о свободной торговле (CEFTA) в связи с опасениями относительно его возможного негативного влияния на табачный и сельскохозяйственный секторы рынка этих стран в дальнейшем. Однако 18 декабря боснийский премьер Аднан Тержич заявил, что все условия соглашения удовлетворены. Глава сербского правительства Воислав Коштуница также сообщил о том, что соглашение будет способствовать усилению сотрудничества в регионе.
Центрально-европейское соглашение о свободной торговле действует на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Албании, Македонии, Молдавии, Косово, объединяя таким образом рынок с населением около 29 млн человек. Предполагается, что соглашение, одобренное Еврокомиссией, вступит в силу 1 мая 2007г. При этом в Румынии и Болгарии, которые в настоящее время являются членами CEFTA, действие соглашения закончится 1 января 2007г. после вступления этих стран в ЕС. /РосБизнесКонсалтинг, 19 декабря 2006/

19 декабря

Глава МИД Армении считает эффективным комплементаризм во внешей политике. "Комплементаризм во внешней политике Армении особенно эффективно отражается в сфере национальной безопасности страны", - заявил на пресс-конференции 19 декабря глава МИД Армении Вардан Осканян. По его словам, на сегодняшний день сфера национальной безопасности страны разносторонняя - "есть прочные договора с Россией, военные базы которой расположены на территории Армении, страна активно действует в рамках ОДКБ, сотрудничаем с НАТО, Грецией, США, и данный список постоянно пополнятся". По оценкам министра, сотрудничество Армении с НАТО не противоречит участию в ОДКБ, "поскольку Армения не первый день сотрудничает с этими структурами, но не сталкивалась с какими-либо препятствиями на этом пути". Касаясь сотрудничества Армении с европейскими структурами, министр отметил, что предстоящий год будет очень активным с точки зрения контактов. "Нам предстоит представить наши приоритеты, в частности с какой из стран ЕС какие конкретные программы будут осуществляться, мы будет подводить итоги реализации программы индивидуального партнерства с НАТО IPAP, в контексте конституционных реформ будет также рассмотрено выполнение обязательств, взятых Арменией при вступлении в СЕ", - заключил глава МИД Армении. /РИА Новости, 19 декабря 2006/

20 декабря

Госдума приняла заявление о перспективах развития Содружества Независимых Государств (СНГ). За документ единогласно проголосовали 365 депутатов.
В заявлении отмечается, что развитие интеграционных процессов в СНГ встречает серьезное сопротивление "различных внешних сил, не заинтересованных в формировании сильного интеграционного объединения - их конкурента на мировом рынке и мировом политическом пространстве". Эти силы стимулируют центробежные тенденции на постсоветском пространстве "ради своекорыстных интересов", в том числе путем создания альтернативных, без участия России, структур, говорится в документе. "Депутаты Госдумы убеждены, что членство в НАТО любого государства-участника СНГ противоречит высшим стратегическим интересам этого государства и чаяниям их народов", - отмечается в заявлении Госдумы.
Члены палаты также выразили свое негативное отношение к расширению НАТО на Восток. Это расширение оценивается как противоречащее интересам международной безопасности. Деятельность НАТО в зонах конфликтов на постсоветском пространстве может нарушить сложившийся баланс сил и интересов, подорвав хрупкие процессы политического урегулирования, считают депутаты, в первую очередь это касается грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов.
Парламентарии отметили необходимость совершенствования функционирования СНГ и формирования крупных межгосударственных проектов в разных областях, в том числе в транспорте, энергетике, науке, управлении миграционными процессами. "15 лет, прошедшие после создания СНГ, были годами серьезных испытаний, порой разочарований", - отмечается в документе. При этом СНГ не утратило своей значимости, хотя в работе Содружества было допущено немало ошибок, просчетов, в том числе с российской стороны.
По мнению депутатов, СНГ должно служить укреплению позиций в мировой политике и экономике всех входящих в Содружество государств через взаимовыгодное и равноправное сотрудничество. /РИА Новости, 20 декабря 2006/

24 декабря

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по финансированию бюджета организации на 2007-2009гг. объемом 2 млрд долл. Согласно документу, взнос США останется неизменным - на уровне 22%, в то время как участие Японии снизится с 19,5% до 16,6%. При этом взнос РФ повысится с 1,1% до 1,2%, передает Associated Press. С быстрым ростом китайской экономики связано увеличение доли участия страны с 2% до 2,7%.
Что касается стран ЕС, то доля участия Германии незначительно снизится - с 8,7% до 8,6%. В то же время увеличатся взносы Великобритании и Франции - до 6,6% и 6,3% соответственно.
Таким образом, самая большая доля участия в финансировании бюджета ООН на 2007-2009гг. останется за США. Второе место займет Япония, за ней последуют Германия, Великобритания и Франция. Бюджет ООН ориентирован на финансирование различных сторон повседневной деятельности организации. Он пересматривается каждые три года бюджетным комитетом ООН. /РосБизнесКонсалтинг, 24 декабря 2006/

26 декабря

Совет Безопасности ООН проведет срочные консультации в связи с ситуацией в Сомали. Специальный представитель генерального секретаря ООН в Сомали Лонсени Фолл проинформирует членов СБ о последних событиях в этой стране на Африканском Роге, где продолжаются вооруженные столкновения военных формирований "Союза исламских судов" /СИС/ с силами сомалийского переходного правительства и армейскими частями Эфиопии.
Боевые соединения СИС отступают на широком фронте под натиском сил переходного правительства и эфиопской армии в центральной провинции Сомали - Хиран. Они оставляют находившиеся под их контролем территории так же быстро, как и захватили их несколько месяцев назад.
По сообщению Международного комитета Красного Креста, в результате вооруженных столкновений в Сомали в последние дни ранения получили более 800 мирных жителей, десятки тысяч стали беженцами. /ИТАР-ТАСС, 26 декабря 2006/

Россия-НАТО

25 декабря

Вопросы к НАТО
В рамках Совета РоссияНАТО нарабатываем потенциал практического сотрудничества в противодействии общим угрозам и вызовам безопасности. В то же время твердо ставим вопросы, которые вызывают у нас трансформация НАТО, планы расширения альянса, реконфигурации военного присутствия США в Европе, размещения здесь элементов американской ПРО, отказ натовцев от ратификации ДОВСЕ.
Будущее наших отношений во многом зависит от того, в каком направлении пойдут преобразования в НАТО после Рижского саммита, насколько будут учитываться интересы безопасности России. НАТО еще предстоит доказать свою дееспособность в Афганистане. Будем смотреть, как в Брюсселе будут реагировать и на наше предложение о логичном взаимодействии с ОДКБ применительно к угрозам, исходящим с территории Афганистана./Независимая газета, приложение Дипкурьер, Сергей Лавров, 25 декабря 2006/
Полная версия статьи Сергея Лаврова Мир не стал безопаснее в приложении к Новой газете Дипкурьер за 25 декабря 2006: http://www.ng.ru/courier/2006-12-25/9_mir.html.

Рижский саммит

Афганский саммит

В двадцать втором выпуске бюллетеня Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы за 2006 год представлена статья заместителя директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ, Горлач Юрия Андреевича, Афганский саммит НАТО. В своей статье автор говорит об итогах Рижского саммита, который прошел в конце ноября 2006 года. 28-29 ноября 2006 г. в Риге состоялся очередной саммит Североатлантического альянса, который был призван уточнить цели и задачи трансформации НАТО в новых реалиях.
Конечно же, Россия, не являясь членом НАТО, не могла по определению участвовать во внутринатовских дискуссиях. Однако в Альянсе прислушивались к тем сигналам, которые через механизмы политического диалога в Совете Россия-НАТО (СРН) и контактов на высоком политическом уровне доводились российской стороной до руководства Альянса, особенно это касалось проблем и перспектив трансформации НАТО. Важное значение имел в этом плане визит накануне Рижского саммита Генерального секретаря НАТО Я.де Хооп Схеффера в Москву (26 октября 2006 г.).
Предварительный анализ документов саммита показывает, что в них в целом взвешенно и сбалансировано выписаны положения, связанные с Россией. Там нет каких-либо моментов, которые имели бы антироссийскую направленность. В итоговой декларации зафиксировано, что партнерство НАТО с Россией стратегическая составляющая в укреплении безопасности на евро-атлантическом пространстве. Обращает на себя внимание, что страны Альянса выразили готовность продолжать работать с Россией как с равным партнером в областях, где имеются общие озабоченности и интересы. Говорится и о стремлении к углублению сотрудничества в рамках СРН через повышение эффективности деятельности рабочих органов Совета.
Главной темой, которая доминировала на саммите, были уроки операции НАТО в Афганистане. Именно эта операция является серьезным испытанием Альянса на состоятельность. По сути дела там решается его дальнейшая судьба. Нарастающие трудности и потери в контингентах натовских стран в Афганистане предопределили сложные дискуссии как вокруг программных установок Альянса, так и в отношении обеспечения ресурсами, механизмов взаимодействия союзников при осуществлении миссий вне традиционной зоны деятельности НАТО.
Как утверждает автор, главный урок афганской кампании успешно решать задачи постконфликтного восстановления в одиночку нереально, сколь влиятельной или мощной ни была бы та или иная организация, держава. НАТО, оставаясь, прежде всего, военным альянсом, не располагает потенциалом для оказания экономической помощи или технического содействия. Не предназначена она и для проведения полицейских мероприятий (изъятия оружия, поддержания правопорядка и др.), которыми натовские военные вынуждены заниматься. Поэтому нельзя считать случайным, что на саммите в Риге столь много говорилось о необходимости координации действий по Афганистану с другими международными акторами. Соответствующие призывы были обращены к ООН, Всемирному банку, Евросоюзу, ОБСЕ, отдельным странам, НПО.
На саммите была утверждена Всеобъемлющая политическая директива НАТО, призванная определить приоритеты развития организации на ближайшие 10-15 лет. Главными угрозами и вызовами для членов Альянса в ней обозначены глобальный терроризм и распространение ОМУ, региональные кризисы и конфликты, нестабильность в так называемых несостоявшихся государствах, облегчение доступа террористам к современным военным и гражданским технологиям, опасность перекрытия доступа к жизненно важным ресурсам. Большинство указанных рисков в России также рассматриваются как потенциальные угрозы безопасности, что объективно открывает достаточно широкое поле для поступательного развития взаимодействия по этим направлениям в рамках СРН. Для противодействия новым, асимметричным вызовам безопасности приоритетное значение в Риге было придано запуску хорошо оснащенных и автономных сил быстрого реагирования НАТО.
Г-н Горлач отметил, что помимо обсуждения поставленных вопросов некоторые новые члены НАТО добивались наделения последней полномочиями в сфере энергобезопасности (чуть ли не до применения положений ст.5 Вашингтонского договора). Отшлифованная формулировка Рижской декларации по этой теме пока определенно предусматривает лишь усилия по оценке рисков и защите энергетической инфраструктуры. Но работа по определению направлений, где НАТО могла бы иметь добавочную стоимость для обеспечения интересов безопасности союзников, будет продолжена. Это в принципе оставляет возможности для дальнейших попыток политизированного раскручивания энергетической темы в антироссийском ключе. Соответствующие заявления некоторых известных политиков в ходе прошедшей в Риге на полях саммита международной конференции не могут не настораживать.
В статье также указывается, что немало дискуссий накануне саммита в Риге было по проблеме расширения НАТО. Официально данная тема не рассматривалась в качестве приоритетной этим, как ожидается, займется вплотную следующий саммит Альянса, запланированный на 2008 г. Обнадеживающие сигналы по решению вопроса о приеме в Альянс к этому сроку были даны Хорватии, Македонии и Албании, давно работающим в рамках соответствующих Планов действий для членства. Что касается Украины и Грузии, основной упор пока сделан на продолжении продвинутого партнерства в формате так называемых интенсивных диалогов, без предрешенности вопроса об их приеме в Альянс
В России планы инерционного расширения НАТО на Восток не могут не вызывать озабоченность. Не пытаясь оспаривать суверенное право государств выбирать варианты обеспечения своей безопасности, российская сторона неоднократно обращала внимание на то, что Альянс действует не в вакууме, его расширение неизбежно затронуло бы интересы безопасности нашей страны. /Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. Выпуск 22 2006/

Энергетическая безопасность

1 декабря

2830 ноября в Женеве состоялась сессия Комитета по устойчивой энергетике ЕЭК ООН (КУЭ). Ее главная тема Устойчивая политика в сфере энергетики ключ к энергетической безопасности. Российская делегация во главе с заместителем Министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Г.Реусом представила развернутую позицию по наиболее актуальным проблемам энергобезопасности в контексте решений Санкт-Петербургского саммита Группы восьми, а также с учетом Энергетической стратегии России на период до 2020 года. В своем выступлении А.Г.Реус еще раз подтвердил готовность России играть лидирующую роль в обеспечении безопасности поставок энергоресурсов и предсказуемости мирового энергетического рынка. Особо было подчеркнуто, что Энергетическая хартия, принятая почти 15 лет назад, не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня, что требует внесения в нее соответствующих изменений.
Важным итогом заседания Комитета, ставшего одним из подготовительных этапов к юбилейной сессии ЕЭК ООН в апреле 2007 года, явилось решение государств-членов о закреплении проблематики энергобезопасности в качестве одного из основных направлений в деятельности Комитета. Это усилит роль ЕЭК как универсальной платформы в системе ООН для диалога в сфере энергетической безопасности.
В рамках сессии также прошли насыщенные и плодотворные переговоры российской делегации с Исполнительным секретарем ЕЭК ООН М.Белькой и Исполнительным секретарем Международного энергетического агентства К.Мандилом по вопросам расширения взаимодействия с этими организациями. /Департамент информации и печати МИД РФ, 1 декабря 2006/

20 декабря

В сегодняшнем мире возникли нефтегазовые "супердержавы", которые имеют фактическую монополию на поставки нефти и получили возможность перекрывать эти поставки по политическим причинам, считает председатель сенатского комитета по иностранным делам, сенатор-республиканец Ричард Лугар.
"В предстоящие десятилетия наиболее вероятным источником вооруженного конфликта на европейском театре и в прилегающих регионах будет нехватка энергии и манипуляции ею", - говорится в распространенном в Вашингтоне заявлении сенатора. В документе отмечается, что подавляющее большинство запасов нефти и газа в мире находятся сегодня вне контроля частных компаний и "рыночной рациональности".
"Геология и политика породили газовые и нефтяные супердержавы, которые почти монополизировали мировые поставки нефти", - заявил Лугар, приведя выкладки, согласно которым до 79% мировых запасов нефти находятся под правительственным контролем. "Эти правительства устанавливают цены посредством собственных инвестиционных и производственных решений и имеют широкие возможности для того, чтобы перекрыть вентиль по политическим причинам", - сообщил председатель сенатского комитета, в заявлении которого подчеркивается "важность энергетической безопасности" и содержится предупреждение о экономических и политических рисках, вызванных зависимостью от нефти". /РИА Новости, 20 декабря 2006/

Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия

05 декабря

Глава МИДа Литвы Пятрас Вайтекунас, выступая на 14 Совете министров ОБСЕ, подчеркнул, что ОБСЕ должно проявлять больше активности в решении, так называемых, "замороженных" конфликтов. В особенности - в конфликтах Южного Кавказа и Молдавии. Во время своего выступления Вайтекунас назвал решение "замороженных" конфликтов в этих регионах главным приоритетом работы ОБСЕ в следующем году. Министр иностранных дел Литвы также призвал Россию соблюдать Стамбульские договоренности 1999 года о выводе своих войск из Молдавии и Грузии. "Проект воссоздания Южной Осетии под патронатом ОБСЕ, на который Литва уже дала обязательство выделить 100 тыс. евро, должен облегчить урегулирование конфликта", - сказал Пятрас Вайтекунас. /ИА Regnum, 05 декабря 2006/

25 декабря

Некоторые страны, международные организации ожидают решения по Косово, считая, что может быть создан прецедент, который используют в своих целях непризнанные государства. Мы же не считаем, что Южная Осетия зависит от решения проблемы этого края. Ситуация здесь и там разная. У нас есть свои возможности международного признания, а также свои козыри.
Южная Осетия самоопределилась в ходе распада СССР, она не выходила из состава уже независимой Грузии. В марте 1990 года Грузия поставила Южную Осетию вне своего правового пространства. Тбилиси аннулировал все законодательные акты, принятые в бывшем Союзе, в том числе и постановление от 1922 года, по которому мы оказались на грузинской территории. Грузия больше не имеет никаких прав на нашу республику. Кроме того, в новой грузинской Конституции нет места для Южной Осетии. Перечисленные моменты говорят сами за себя, и с ними не могут не согласиться в демократических сообществах. На это мы рассчитываем при обращении в международные организации, прежде всего ООН.
Референдум еще раз подтвердил настроение населения, которое не изменилось за последние десять лет. Южные осетины хотят быть независимыми. За это высказались 99% жителей региона. И теперь руководство Южной Осетии должно реализовать этот наказ народа. Отсюда наша цель добиться международного признания. Для этого вместе с Абхазией и Приднестровьем мы будем апеллировать к ООН, Евросоюзу, главам государств мира и просить признать право нашего народа на самоопределение. К руководству России мы с такой просьбой уже обратились и теперь рассчитываем на понимание россиян. /Независимая газета, приложение Дипкурьер, Мурат Джиоев, министр иностранных дел Южной Осетии, 25 декабря 2006/

25 декабря

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты любит оружие, но декларирует мир.
В Москве состоялось первое заседание Межпарламентской ассамблеи Сообщества За демократию и права народов. Участники мероприятия обратились к генеральному секретарю ООН с просьбой рассмотреть вопрос о возможности регистрации учредительных документов ассамблеи. Депутаты из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья выразили надежду на понимание и поддержку своих стремлений к устойчивому и стабильному развитию в русле общемировых тенденций и демократических стандартов. По мнению генерального секретаря ассамблеи Григория Маракуцы, это первый совместный шаг трех регионов на пути к признанию их независимости после проведения соответствующих референдумов. Однако от провозглашения курса до реального признания непризнанным республикам еще далеко. /Независимая газета, приложение Дипкурьер, 25 декабря 2006/

25 декабря

Недавно сообщество За демократию и права народов, объединяющее Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, выступило с общей позицией, и впервые эта позиция получила доступ в ООН. Причиной послужило предложение стран ГУАМ внести в повестку дня ООН вопрос о замороженных конфликтах. Впервые страны ГУАМ попытались использовать эффект коллективного воздействия для того, чтобы вынести объединенную резолюцию и добиться санкций ООН против непризнанных государств. В отличие от других международных организаций устав ООН предусматривает как применение экономических санкций, так и прямое военное вмешательство так называемое принуждение к миру. Мы подготовили меморандум (все три МИДа) и обратились к России как к стране-гаранту с просьбой через свое представительство в ООН этот документ распространить. И организовать всестороннее обсуждение вопроса с учетом нашей позиции, а не только предложений ГУАМ.
Меморандум открыл реальную картину конфликтов: там есть войны и блокады, организованные против нас Кишиневом и Тбилиси. Факты, изложенные в документе, основание запустить механизм санкций ООН. Только его объектом будет не Тирасполь. При поддержке Москвы меморандум непризнанных стал причиной перемен позиций в ООН по замороженным конфликтам. По словам экспертов, в итоге обвинители Молдавия и Грузия могли бы превратиться в обвиняемых. ГУАМ решил не рисковать. И (сенсационный результат!) государства этого объединения отозвали свое предложение. Вопрос конфликтов в СНГ на Генеральной Ассамблее не подняли, и главная причина тому наш меморандум. Этот шаг первый на пути к международной трибуне, а также и международному признанию. /Независимая газета, приложение Дипкурьер, Валерий Лицкай, 25 декабря 2006/

Россия-Киргизия

11 декабря

Россия всегда была и остается нашим самым важным стратегическим партнером, заявил новый президент Киргизии Курманбек Бакиев. Отметив при этом, что в сфере экономического сотрудничества у Киргизии и России широкий простор для деятельности как исполнительной ветви власти, так и законодательной. По мнению Бакиева, для дальнейшего развития отношений между двумя странами есть все возможности. >br>Как отметил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин, в ходе двусторонних российско-киргизских контактов предметно рассматривается возможность активизации исторически сложившихся двусторонних связей в области культуры, образования, науки, информации, а также обеспечения прав и интересов российских соотечественников в Киргизии и киргизов в России. Обсуждаются вопросы взаимодействия двух стран, в том числе в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, в сфере национальной и региональной безопасности, нейтрализации вызовов и угроз со стороны международного терроризма. /Независимая газета, приложение Дипкурьер, Виктория Панфилова, 11 декабря 2006/

Россия-Туркмения

22 декабря

Смерть президента Туркмении Сапармурата Ниязова поставила и Россию, и Запад в крайне сложную ситуацию. Его кончина положила начало ожесточенной борьбе за власть в Туркмении и, что еще важнее, - новому этапу борьбы между Россией, Китаем, Евросоюзом и другими заинтересованными сторонами за туркменский газ. Уход Туркменбаши ставит под удар достигнутые соглашения между Ашхабадом и "Газпромом".
18 декабря в Ашхабад прилетал новоназначенный спецспредставитель ЕС в Центральной Азии Пьер Морель. Официальные туркменские СМИ сообщали, что стороны договорились о заключении соглашения о сотрудничестве. О каком конкретно, скорее всего, уже никогда не станет известно, ибо встреча с господином Морелем фактически оказалась последним появлением Туркменбаши на публике.
После смерти Сапармурата Ниязова недавняя победа "Газпрома" над Евросоюзом оказывается пирровой. Сапармурату Ниязову удалось осуществить свои планы - подняв до $100 за тысячу кубометров свои ресурсы - теперь они ни при каких обстоятельствах ни для одного покупателя не будут стоить дешевле. А вот политические гарантии сохранить преданность России в плане неучастия в разных трубопорводных проектах и экспорте газа в ЕС ушли вместе с Туркменбаши. Его обещание следовать пророссийским курсом и не поставлять газ в Европу напрямую не закреплены никакими долгосрочными контрактами. Сегодня ничто не мешает еврочиновникам возобновить переговоры с новыми властями Туркмении о поиске ресурсной базы для проектируемого газопровода Nabucco в обход России. /КоммерсантЪ, Наталья Гриб, Михаил Зыгарь, 22 декабря 2006/

Русский зарубежом

25 декабря

За рубежом в настоящее время проживают порядка 30 млн. соотечественников, из них в ближнем зарубежье 20 млн. человек. На постсоветском пространстве существуют два полюса неблагополучия для русскоязычного населения страны Балтии и часть Центральной Азии. Но если притеснения русских в Прибалтике носят институциональный характер (статус неграждан и т.п.), то в таких центрально-азиатских странах, как Туркмения, права и свободы русского населения ограничиваются параллельно с ограничением прав коренного населения. Анализируя национальный состав русских общин государств Южного Кавказа и Центральной Азии, правильнее говорить не столько о русских, сколько о русскоязычных, не принадлежащих ни к одной из местных титульных национальностей. Российские соотечественники оказались на положении этнического меньшинства в этих регионах, ставших для них культурно, религиозно и социально чуждыми.
Нынешней осенью на третьем Конгрессе соотечественников было решено, что Россия возьмет на себя обязательства по оказанию помощи соотечественникам, возвращающимся на историческую родину. С 1 января 2007 года начинает действовать государственная программа добровольного переселения соотечественников из-за рубежа в Россию, и Федеральная миграционная служба (ФМС) ожидает первую волну притока переселенцев в РФ уже в марте следующего года. Приехавшим в Россию глава ФМС Константин Ромодановский пообещал быстрое в течение двух-трех месяцев получение гражданства, подъемные, оплату переезда, жилье, трудоустройство и соцпакет. На эти цели в российском бюджете зарезервировано около 17 млрд. руб. (за три года планируется переселить до 300 тыс. человек). ФМС уже открыла представительства в Туркмении, Армении и Таджикистане, а до конца следующего года откроются офисы ФМС на Украине, в Казахстане, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане, Грузии.
Проблема только в том, что за 15 лет после распада Союза большинство соотечественников уже решили проблему с переездом. Сегодня в странах Южного Кавказа и Центральной Азии (за исключением Казахстана) остались в основном люди старшего возраста. В Казахстане же, где русских чуть меньше половины населения, мнения по поводу переезда разделились на историческую родину желают выехать в основном малообеспеченные люди. Да и они задаются вопросом, что их ждет на исторической родине? /Независимая газета, приложение Дипкурьер, 25 декабря 2006/


Copyright © 2005-2006   Центр европейской безопасности